Новости

Екатерина Левенталь: «Новосибирский театр в нашей семье всегда был рефреном»

21 Октября 2019

В Новосибирском художественном музее в течение месяца будет работать выставка «Фантасмагория», на которой представлены произведения трех поколений семьи Соколовых-Левенталь. Часть экспозиции посвящена творчеству выдающегося театрального художника Валерия Левенталя, оставившего неповторимый след в истории Новосибирского театра оперы и балета. 19 октября НОВАТ посетила дочь Валерия Левенталя и Марины Соколовой - Екатерина, художница, работы которой также экспонируются на выставке. Представительница третьего поколения семьи Соколовых – Левенталь впервые побывала в Новосибирске и в театре. Мы поговорили с Екатериной об открывшейся выставке и о том, какие воспоминания сохранились в этой уникальной творческой семье о Новосибирском театре.

- Я очень благодарна Новосибирскому художественному музею за возможность представить на одной выставке работы моих родителей, бабушки и дедушки. Идея такой выставки витала в нашей семье очень давно, но как-то всё не складывалось. Здесь мы впервые в таком объёме выставляем живописные работы моего отца – Валерия Левенталя. Отец считал живопись очень личной частью своего творчества, отделял от работы в театре и не стремился выставлять.

- Мне понравился город, а особенно люди. Сибиряки какой-то особенный народ, в хорошем смысле отдельный и отделённый от столиц. Меня очень обрадовало приглашение в Новосибирский театр. Я, конечно, слышала, что он большой, но он оказался не просто большим, а громадным и просто фантастическим! Я ошеломлена. И он впечатляет не только размерами. Театр потрясающе красив! Я занимаюсь помимо живописи интерьерами, что, как мне кажется, тоже отчасти продиктовано театральными генами родителей, и ваши роскошные интерьеры произвели сильнейшее впечатление.

- Новосибирск, а особенно Новосибирский театр, в нашей семье всегда был неким рефреном - с раннего детства я помню это название. Мне всегда очень хотелось побывать здесь. Спектакли, которые отец делал в Новосибирске, всегда присутствовали в воспоминаниях родителей, и отец их очень любил, особенно балеты «Золушка» и «Ромео и Джульетта». Об этих спектаклях знали далеко за пределами Новосибирска, о них много говорили и писали, замечательно отзывались критики. Они, как говорится, «выстрелили». Отец был очень доволен найденным сценическим решением, и эти спектакли сыграли важнейшую роль в его становлении как театрального художника. Поэтому Новосибирский театр для нашей семьи – нечто особенное.
Существовала даже семейная байка - на премьеру «Золушки» в 1964 году прилетела мама. Отец был очень доволен спектаклем, и после первого акта пришёл с вопросом: «Как тебе?». Мама потом признавалась, что в спектакле тогда для неё всё было абсолютно идеально, но этого она отцу не сказала, а посчитала нужным указать на следующее: «Ты знаешь, у последней кулисы в мимансе фиолетовый плащ немножко кричит». Отец потом часто ей говорил: «Ну что, опять ты меня будешь хвалить, как в Новосибирске?». Мама очень любила балет «Лауренсия», я включила его в экспозицию, но только сейчас в Новосибирском театре узнала, что она ставила его в 1969 году именно здесь.

- Ещё интересное совпадение - я училась в суриковском институте в театральной мастерской Михаила Михайловича Курилко, и сейчас увидела, что его отец проектировал Новосибирский театр. Сама я не работаю для театра. Когда училась, немного работала – делала «Золушку» в Лиепае, ставила в московском ТЮЗе, делала постановки для андеграундных театров в Москве и Петербурге. Но, во-первых, я всегда боялась… К моменту моего выпуска из института мои родители очень активно работали, и я прекрасно понимала, что будут сравнивать. Возможно, это было неправильно, но было некоторое чувство тревоги. Я училась в театральной мастерской, но, и, слава Богу, нас очень серьёзно учили и живописи тоже. Многие мои однокурсники сейчас связаны с театром, многие пишут, многие связаны с кино, занимаются живописью.

- Признаюсь, желание работать в театре меня никогда не покидало, театр - это как какая-то бацилла, мне это безумно интересно. Совсем недавно мне довелось поработать в театре - мы восстановили балет «Чиполлино» в Кремлёвском дворце. Это папин спектакль, хореография Генриха Майорова, я была руководителем этого восстановления, и, по-моему, всё получилось очень даже славно. Я ведь помню премьеру самого первого «Чиполлино» в Москве, хотя была совсем девочкой. И мне было очень интересно и приятно работать над спектаклем отца, и радостно, что он сейчас снова идёт.

- Ваш театр чудесный, здесь всё замечательно, возможности головокружительные. Хочу пожелать театру осуществления всего задуманного.