Новости

Меццо-сопрано огромной выразительной силы

01 Февраля 2023

Юбилей народной артистки России Галины Бибичевой.

Сегодня, 1 февраля 75 летний юбилей отмечает народная артистка России Галина Михайловна Бибичева, легендарная певица, ведущая солистка Новосибирской оперы с 1978 по 2011 годы. Более 30 лет на оперной сцене и более 30 ведущих оперных партий, ярких, разноплановых, выдающихся…

Галина Бибичева – из плеяды русских оперных певиц, чувствующих музыкальный материал нутром, покоряющих естественной силой чувств и страстей, создающих, прежде всего, характер. Для нее непомерно близки Любаша («Царская невеста»), Марфа («Хованщина»), Любовь («Мазепа»), Княгиня («Русалка»), Кащеевна («Кащей Бессмертный»). Русская оперная классика – самый благодатный материал для ее таланта. Слушая горестную песню Любаши или гадание Марфы в ее исполнении невозможно было не попасть в сильное эмоциональное поле, да разве только в этих сценах!.. «Меццо-сопрано огромной выразительной силы», - точно сказано в одной из рецензий.

Оперная сцена – ее стихия. Красивое, мощное, насыщенное по всей тесситуре меццо-сопрано не могло не восхищать, это редкий природный дар, помноженный на мастерство и актерский талант. Путь к оперному Олимпу пролегал, можно сказать, традиционно. Сначала было музыкальное училище в Омске, которое, правда, окончила Галина Михайловна экстерном – за три года. В 1973 поступила в Уральскую консерваторию в класс профессора З.В. Щелоковой. Так определился путь на оперную сцену. И в 1978 Галина поступила в труппу Новосибирского театра оперы и балета. Путь от художественной самодеятельности (до поступления в училище Галина Бибичева - тогда в девичестве Лисовская - работала на одном из Омских заводов радиомонтажницей) – до дебюта на одной из самых масштабных оперных сцен страны. И здесь, в Новосибирском театре ей стразу же повезло, она оказалась в близком ей материале – оперы Римского-Корсакова, Чайковского, Мусоргского. И какое богатство образов – Любаша, Полина, Шинкарка, Марина Мнишек. Следом появились Кащеевна, Амнерис, Марфа, Графиня… Впрочем, были роли и другого плана – комедийные, характерные. Галина Михайловна с удовольствием исполняла партии в детских операх – Винни Пух в одноименной опере О. Петровой, Поповна в «Сказке о попе и о работнике его Балде», Чернавка, Зеркало («Сказка о мертвой царевне» В. Плешака). Создала замечательные комедийные характеры – Марья Антоновна («Необычайное происшествие, или Ревизор» Г. Иванова).

Когда Галина Бибичева заканчивала учёбу, на традиционной в те годы ярмарке певцов её заметили многие. Среди нескольких предложений выпускница выбрала Новосибирский театр оперы и балета: «Не скрою, выбрала из-за квартирного вопроса. На ярмарке были директор театра Александр Чугуков и Валерий Егудин, тогда солист оперной труппы. Прилетела в Новосибирск ночью, город увидела только утром и была поражена зданиями, которые по сравнению с купеческими домами Свердловска показались мне огромными. На прослушивании в театре решилась петь Амнерис, сцену судилища из «Аиды» (эту партию я пела и на госэкзамене в Пермском театре). Встретили меня в новосибирском театре очень хорошо, заинтересованно.

Конечно, мои любимые партии – Амнерис и Любаша, такие партии держат вокалиста в тонусе, заставляют работать, тем более в мировом репертуаре не так много больших партий для моего голоса. Но, к счастью, для меня работы в театре всегда было много. Я участвовала в нескольких постановках «Хованщины» и «Пиковой дамы»; в последней сначала пела Полину, позже – Графиню. Полину в «Пиковой даме» впервые мне довелось петь в одном спектакле с выдающейся Лидией Мясниковой, которая исполняла партию Графини. Партнёры у меня всегда были великолепные – дивные голоса: Валерий Егудин, Алексей Левицкий, Александр Прудник, Юрий Комов. Валерий Григорьевич Егудин очень помогал мне в работе, уделял много времени на репетициях. В 1996 году в нашем театре «Хованщину» Мусоргского ставил режиссёр из Мариинского театра Иркин Габитов, я пела Марфу. На премьеру приезжала великая Галина Вишневская, которая очень высоко оценила мою работу и работу моих партнёров: Алексея Левицкого в партии Досифея и Юрия Комова в партии Андрея Хованского».

Заслуженный артист России, солист оперной труппы Новосибирского театра Юрий Комов делится воспоминаниями о совместной работе с Галиной Бибичевой: «Она обладала феноменальными вокальными данными, и все коллеги по сцене это прекрасно понимали. Я пел в одном спектакле с Галиной Михайловной Бибичевой свою первую большую партию на сцене Новосибирского театра – Владимира Игоревича в опере «Князь Игорь» в постановке Ваагна Багратуни. Галина Михайловна в партии Кончаковны буквально обволакивала своим роскошным, с удивительной красоты низами, голосом. Благодаря большому актёрскому таланту она создавала на сцене выразительные, запоминающиеся образы. Статная, величественная, с большим, глубоким голосом, каких сейчас просто не найти, она была великолепна на сцене. После той памятной премьеры «Хованщины» в 1996 году Галина Вишневская восхищалась Марфой в исполнении Галины Бибичевой, ее замечательным, настоящим русским голосом».

Как признаётся сама певица, у неё не было предпочтений в репертуаре: «Была бы только музыка хорошая», но именно в русской оперной классике её уникальный, мощный, богатейший талант раскрывался в полную силу.

В день юбилея желаем нашей замечательной Галине Михайловне Бибичевой крепкого здоровья, жизненных сил, бодрости и оптимизма, благополучия всей ее большой семье и творческих успехов в воспитании прекрасных внуков Анечки, Андрея и Александра.

Меццо-сопрано огромной выразительной силы - НОВАТ - фото №1
Меццо-сопрано огромной выразительной силы - НОВАТ - фото №2
Меццо-сопрано огромной выразительной силы - НОВАТ - фото №3
Меццо-сопрано огромной выразительной силы - НОВАТ - фото №4
Меццо-сопрано огромной выразительной силы - НОВАТ - фото №5
Меццо-сопрано огромной выразительной силы - НОВАТ - фото №6
Меццо-сопрано огромной выразительной силы - НОВАТ - фото №7
Меццо-сопрано огромной выразительной силы - НОВАТ - фото №8
Меццо-сопрано огромной выразительной силы - НОВАТ - фото №9
Меццо-сопрано огромной выразительной силы - НОВАТ - фото №10
Меццо-сопрано огромной выразительной силы - НОВАТ - фото №11
Меццо-сопрано огромной выразительной силы - НОВАТ - фото №12