Интервью

Александр Балабанов: «Новосибирский театр - моя боль и моя любовь»

20 Октября 2015

15 ноября Новосибирский театр оперы и балета (НОВАТ) поздравит с юбилеем Александра Балабанова. В честь народного артиста России будет дан балет “Спартак”. Александр Балабанов ответил на вопросы Яны Курилович.

НОВАТ: Александр Петрович, вы — первый Спартак в нашем театре. Расскажите, как это было.

АЛЕКСАНДР БАЛАБАНОВ: В 1967 году хореограф Евгений Чанга, поставил этот балет в нашем театре. Первым спектаклем дирижировал сам Арам Хачатурян. А я танцевал свою первую ведущую партию. Это было пожелание хореографа. На художественном совете он настоял, чтобы мне, молодому человеку, только что пришедшему в театр, дали главную роль.

Н.: А как дальше развивались события?

А. Б.: Спектакль сняли, потому что появился великолепнейший балет Григоровича в Большом театре. Это было эпохальное явление советской хореографии. Мы шесть лет лелеяли мечту заполучить эту постановку, и Григорович наконец дал согласие поставить “Спартака” в Новосибирске, отказав Мариинскому и Киевскому театрам. Он сказал, что именно наша молодежь сможет достойно исполнить балет.

За 10 дней до премьеры Юрий Николаевич приехал в Новосибирск, чтобы свести спектакль на сцене. Это было что-то... Мы работали как никогда. Больше половины зала на репетициях было заполнено людьми. Как они проникали в театр — неизвестно. Кто-то проводил, через купол пробирались, или как? Но Григорович никого не вывел — настолько деликатный он человек. А тишина была какая... И глубочайшее уважение к этому великому хореографу. Ну а потом состоялась премьера. " Спартак " до сих пор пользуется популярностью. Уже, можно сказать, третье поколение его танцует.

Н.: Бывшим Спартаком быть невозможно. Как вы оцениваете Ивана Васильева, который выступит в юбилейный вечер?

А. Б.: У Ивана изумительная техника, потрясающие данные. Его физическим возможностям, кажется, нет предела. Вместе с тем эта партия требует возраста, определенного жизненного и творческого опыта. Мне потребовалось много времени, чтобы ее прочувствовать. Нужно, чтобы большие мастера тебе подсказывали и помогали. Необходимо учиться, не останавливаясь. Пока человек учится — он растет. И нужно всегда выходить на спектакль, как в последний раз. Зрителю чувство сопереживания важнее, чем технические показатели. Пустая красота надоедает, а содержательной не устаешь восхищаться.

Н.: Сейчас в театре много изменений. Мы запускаем образовательную программу “Открытый НОВАТ”, цель которой научить зрителя, прежде всего молодого, понимать оперу, балет.

А. Б.: Новое — хорошо забытое старое. Мы, будучи комсомольцами, проводили лекции-концерты в свободное от работы время. И зрители потом шли в театр с другими ощущениями, другим пониманием. Если уходит традиция, ее нужно восстанавливать. Это правильно. Всю жизнь необходимо заниматься самообразованием и самовоспитанием.

Н.: У вас много общественных обязанностей. Успеваете ли вы следить за жизнью театра?

А. Б.: Новосибирский театр — мой главный театр, моя боль и моя любовь. Я слежу за его жизнью, конечно. Стараюсь ходить на все премьеры как наших, так и приглашенных артистов. Самое главное, что они демонстрируют высокий исполнительский уровень, радуют зрителя. Это здорово. Наш театр — флагман музыкального искусства за Уралом и сосредоточие талантливых людей. Я всегда считал, что ему подвластна любая творческая задача.

Н.: Что бы вы хотели пожелать НОВАТу, артистам?

А. Б.: Когда любишь, то и требуешь больше. Наш театр первый в провинции получил звание академического. И мы всегда чувствовали ответственность, знали, что нужно “жать”, держать марку. И следующим поклонениям передали эту эстафету. Преемственность необходима, она, безусловно, должна сохраняться. Сейчас в театр пришел новый дирижер из мощной творческой семьи. Я очень этому рад. Желаю нашему театру расти, и чтобы все у него получалось.

Н.: “Спартак” 15 ноября — дань восхищения Вами и Вашим творчеством. Мы поздравляем вас с юбилейной датой.

А. Б.: Будут слезы, будут.... Я их не стесняюсь. Для меня этот вечер — большая радость.

НОВАТ станцует в честь Александра Балабанова >>