Интервью

Андрей Семенов: «Оперная труппа НОВАТа – это коллекция талантов»

22 Марта 2023

В НОВАТе готовится мировая премьера оперы Андрея Семенова «Необыкновенные приключения Буратино». Андрей Семенов – не только автор музыки, но и дирижер-постановщик нового музыкального спектакля. Режиссер-постановщик оперы – главный режиссер НОВАТа, заслуженный деятель искусств РФ Вячеслав Стародубцев. Премьерные показы спектакля на Малой сцене состоятся 31 марта и 1 апреля.

О предстоящей премьере рассказывает создатель оперы, известный композитор Андрей Семенов.

Сказку Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» в нашей стране знает каждый. Но, как ни странно, за 78 лет истории нашего театра, к сказке о Буратино мы ни разу не обращались. В кино, в мультипликации, на театральной сцене этот сюжет возникал десятки, если не сотни раз. Вас это не пугало?

Вы знаете, я сам не могу понять, как это получилось. Обычно, когда мне предлагают материал, а я знаю, что уже существует какое-то музыкальное сочинение по этому произведению, я говорю: «Что вы? Есть же такая опера, лучше уже не напишешь». Но в случае «Буратино» меня это не беспокоило. Я знаю множество произведений по этой сказке, многими искренне восхищаюсь, но мне всегда казалось, что я могу это сделать по-другому, по-своему, и я за это взялся. Меня всегда привлекала сказка Толстого, она всегда была как-то мне созвучна. Мне самому стало интересно: почему? Стал разбираться, изучать историю создания и понял, что, перерабатывая сказку «Пиноккио», Алексей Толстой создал абсолютный шедевр, в котором сумел тонко и остроумно отразить окружающую его жизнь. Современники Толстого считали, что «Золотой ключик» – это своеобразный ответ Толстого известному в то время роману Марка Алданова «Ключ», в котором автор обрисовал революционную эпоху и культурную среду своего времени. В сказке Толстого тоже можно найти персонажей, напоминающих известных личностей его времени. К примеру, Карабас-Барабас. Этот персонаж в сказке – «доктор кукольных наук», а великий режиссер Всеволод Мейерхольд подписывал свои статьи «доктор Дапертутто». Пьеро напоминает поэтов-символистов, имажинистов, и в чём-то, напротив, Александра Вертинского, вот и в нашей опере этот персонаж похож на Вертинского, который, кстати, выступал на сцене в образе Пьеро. С одной стороны, в «Золотом ключике» Толстой в ироничном ключе отразил свое время, своих современников, а с другой стороны, очень точно поймал какие-то человеческие типажи, взгляды, мировоззрения, так, что это абсолютно прикладывается к любому времени, а уж к нашему – совершенно точно. Нам ведь всем наверняка знаком такой тип личности, как, к примеру, Пьеро – человек, у которого все плохо и беспросветно, или Мальвина, у которой все должно быть по правилам – мальчики должны мыть руки и заниматься чистописанием, и так далее. А мне самому близок именно Буратино. Он ведь как все мы: хочет быть хорошим, совершать правильные поступки, но у него не получается. И он все время делает что-то нехорошее, попадает в разные неприятные ситуации: по дороге в школу продает азбуку, чтобы попасть в театр, попадается на удочку мошенникам, несколько раз чуть не погибает. Ведь почти каждый человек может то же самое о себе сказать: «Хочу совершать только хорошее, но вот не получается!!!». И самое удивительное, самое замечательное в Буратино, то, почему он все-таки всегда побеждает – это его фантастическое жизнелюбие, оптимизм, радость, которой нам всем так не хватает! Такой персонаж – это большая редкость и в литературе, и в опере, и в кино. В нем заключена какая-то невероятная энергия добра, и мне показалось, что если нам удастся это передать, у нас получится очень душевная история, которая затронет не только детей, но и взрослых, которые придут в театр.

Как шла работа над этим сочинением?

Мой «Буратино» родился довольно давно. Я начал работу над музыкой по просьбе Детского музыкального театра имени Натальи Сац в Москве. Но этой опере поначалу не везло: мы обо всём договорились с руководством театра, но со сменой руководства постановка отменилась. Потом поступило предложение от театра «Новая опера», и уже дошло до обсуждения графика репетиций, но на этом, по непонятным причинам, мы и остановились. К счастью, сейчас все, наконец, совпало, и мы уже находимся на том этапе репетиций, когда видна финишная прямая, и есть уверенность, что «Буратино» встретится со зрителями.

Мы с «Буратино» лет восемь-девять ждали, но нам еще повезло – некоторые композиторы и пятьдесят лет, и более ждали постановки своих сочинений.

Спектакль «Необыкновенные приключения Буратино» будет идти на Малой сцене нашего театра. Это непростая площадка для оперы. Как вам там работается?

Признаться, очень непросто. Опера написана для большого оркестра и нам пришлось несколько сократить состав. Поэтому все будет немного не так, как было задумано. Но самое сложное здесь – любой дирижер со мной согласится – работа с артистами. Показать артистам через экран монитора, что от них требуется, конечно, можно, но та особая энергетика, которая во время спектакля связывает дирижера, солистов и оркестр, к сожалению, через монитор не транслируется. Но мы очень стараемся, чтобы зритель этих проблем не заметил. Мне очень нравится, как работают с этим пространством художники и уверен, что с этой стороны все будет прекрасно. Ну а неудобства в моей дирижерской работе – это хороший стимул.

Мы работаем с артистами в потрясающей атмосфере. Я не видел на репетициях ни одной недовольной гримасы, солисты работают с вниманием, с радостью и энтузиазмом, хотя произведение технически довольно непростое. Я отношусь к оперной труппе вашего театра с огромной любовью, поскольку это просто коллекция талантов – людей, у которых есть истинное желание творчества и нет никакой боязни экспериментов. Это не так часто встречается.

Откройте главную тайну – кто будет петь Буратино?

Буратино репетируют Галина Петкевич и Дарья Шувалова, Мальвину - Диана Белозор и Кристина Калинина, Пьеро - Владимир Кучин и Андрей Денисов, партию Лисы Алисы готовят Ольга Колобова и Ирина Новикова, Кота Базилио – Евгений Козырев и Максим Головачев. Карабасом-Барабасом станут Андрей Триллер, Никита Мухин и Алексей Лаушкин, Дуремаром - Виктор Дитенбир и Андрей Денисов. Юрий Комов потрясающе играет Сверчка, Екатерина Марзоева гениально поёт Черепаху Тортиллу… Вообще, я не хочу перечислять – я в восхищении от всех ваших артистов. У каждого из них есть свои достоинства.

В апреле прошлого года в нашем театре состоялся концерт «Гротеск и юмор», программа была составлена из ваших сочинений. Сейчас, судя по атмосфере ваших репетиций и настроению солистов, юмора в новом спектакле тоже будет предостаточно. Юмор играет важную роль в вашем творчестве?

Специальной задачи смешить перед собой я никогда не ставлю, но любой материал требует своего решения – где-то нужен юмор, где-то драматизм, где-то лирика. Но с другой стороны, на мой взгляд, юмор всегда был недооценен, к нему относятся немного свысока и в музыке, и в кино, и в литературе. То есть, серьезное искусство – это там, где страдают, а если смеются – то это что-то попроще, а то и вовсе не заслуживающее внимания. А если вдуматься, то восприятие трагедии требует от человека эмоции, а восприятие юмора требует интеллекта. Хорошая, остроумная шутка всегда подразумевает определённый культурный багаж, и поэтому юмор – довольно сложная вещь. И в нашей опере много довольно забавных моментов, но будут и очень трогательные. Признаться, на репетициях артисты иногда роняли слезу, да и я сам тоже.

Концерт «Гротеск и юмор» был не первой вашей работой в Новосибирском оперном театре. Расскажите о первом знакомстве с нашим театром.

Да, не первый и даже не второй. Сотрудничество и любовь – надеюсь, взаимная – с Новосибирским театром у меня сложилось давно. Я выступал музыкальным руководителем и дирижером в постановке оперы моего старшего коллеги, композитора Владимира Дашкевича «Ревизор». По замыслу режиссера Михаила Левитина я дирижировал не во фраке, как дирижеру положено, а в гриме и костюме Гоголя – в крылатке, в цилиндре. Мне делали сложный портретный грим, около полутора часов со мной работал гример. На этой постановке я был единственным дирижером и прилетал на каждый спектакль, оценил и театр, и труппу. У вас потрясающий театр, прекрасный оркестр и труппа, великолепные постановочные цеха. Это был чудесный период моей жизни, и для меня большое счастье снова сотрудничать с Новосибирским театром. И, вообще, я очень рад работать в Сибири – я сам сибиряк, родился в Тюмени, связан и с Новосибирском, и с Омском, и с другими сибирскими городами, где мои произведения шли и идут. Поэтому я с огромным удовольствием вновь работаю здесь.

Премьера. Опера Андрея Семенова «Необыкновенные приключения Буратино» – 31 марта в 19:00, 1 апреля в 18:00, 20 мая в 13:00 на Малой сцене НОВАТа.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в кассе НОВАТа.

До встречи на премьере! НОВАТ