Интервью

Дебют в «Паяцах»: Павел Анциферов в партии Тонио

04 Августа 2022

Новосибирских поклонников оперного искусства 10 августа ждет интересное знакомство. В этот день в опере Руджеро Леонкавалло «Паяцы» на Большой сцене НОВАТа дебютирует баритон Павел Анциферов, лауреат всероссийского, лауреат и дипломант международных конкурсов. Партия Тонио/Таддео в одной из самых исполняемых опер мирового репертуара станет первой ролью артиста на нашей Большой сцене.

Еще в мае молодой, талантливый певец впервые выступил в НОВАТе – он был одним из участников концерта лауреатов и дипломантов X Международного конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург» на Малой сцене. В этом сезоне Павел получил приглашение в оперную труппу нашего театра и сейчас ему предстоит выступление уже в качестве штатного солиста НОВАТа.

Накануне дебютного спектакля артист рассказал о себе и о том, с какими чувствами ждет выхода на Большую сцену НОВАТа.

– Каково было первое впечатление от нашего театра?

- Признаюсь, что дух захватило еще до того, как я вошел в это здание – это ведь такая огромная махина. Но и внутри, в коридорах, в служебных помещениях этот масштаб тоже ощущается и впечатляет – там можно легко заблудиться. Пока я привыкаю к этому. В труппе меня встретили по-доброму. Я пока мало с кем общался, но уже почувствовал тепло.

– Вы опробовали нашу Малую сцену на майском концерте, еще будучи солистом Красноярского театра, возникало ли тогда желание покорить нашу Большую сцену?

– Конечно. Новосибирский театр я прежде видел только снаружи. Еще когда бывал в городе прежде - на конкурсах и по другим случаям, это величественное здание, естественно, вызывало у меня некоторый спортивный азарт, хотя побывать на спектаклях не получалось. А после петербургского конкурса Ирины Богачевой, где я встретился с Дмитрием Михайловичем Юровским, желание поработать здесь только укрепилось.

– Многие артисты говорят, что Большая сцена нашего театра вызывает смешанные чувства: наряду с азартом есть некоторые опасения – справлюсь ли я? У вас также?

– Нет, опасений нет, есть нормальное творческое волнение. Все-таки меня пригласили уже после того, как прослушали, это было решение руководства театра, если бы я не подходил для этой сцены, меня просто не позвали бы. Поэтому сомнений у меня нет, и раз я уже здесь, то теперь главное – оправдать доверие, выступить достойно этой сцены.

– Расскажите о тех, кто был вашим ориентиром в профессии и как складывался ваш путь к опере? Ведь вы – баритон из Красноярска, поэтому нельзя не вспомнить вашего в земляка, великого певца- баритона Дмитрия Хворостовского.

– Конечно, имя Дмитрия Хворостовского я знал с малых лет, но опера заинтересовала меня далеко не сразу. Я всегда думал об эстраде, хотел стать эстрадным певцом.

– Ваш талант заметили рано?

– Вы знаете, я ведь рос в деревне, занимался в самодеятельности. У меня был очень хороший педагог, который привил мне любовь к джазу, блюзу. Я до сих пор очень люблю эту музыку. Потом я выиграл конкурс, организованный одной известной красноярской вокальной студией – взял Гран-при, и вот тогда педагог этой студии мне сказал: «В эстраде тебе делать нечего. Я слышу, что ты – академист». Она буквально взяла меня за руку - мне было тогда лет 17 – и отвела в институт искусств, познакомила с преподавателем. С творчеством Дмитрия Александровича Хворостовского я по-настоящему познакомился уже в институте, и тогда же меня заинтересовало оперное искусство. Это произошло, когда в первый раз мне довелось выступить на сцене театра. Была премьера оперы «Ермак» - это историческая опера, написанная специально для Красноярского театра. Мой преподаватель, профессор, народная артистка РФ Лариса Владимировна Марзоева является еще и художественным руководителем оперной труппы, и она предложила мне и моему однокурснику попробоваться в небольших ролях. Увидев, как это все происходит, всю эту театральную оперную «кухню», я был ошеломлен. Это оказалось намного сложнее, выше и интереснее столь любимой мной эстрады. После этого я и влюбился в театр. А до этого думал: «Получу образование – и на эстраду».

– Сегодня в мировом оперном репертуаре вы уже нашли для себя что-то особенно близкое, свое?

– Верди. Я в своих мечтах вижу себя вердиевским баритоном, мечтаю о «Риголетто» и жду того времени, когда смогу петь это. Из русской оперы я очень люблю «Царскую невесту», немного недолюбливаю Евгения Онегина – не оперу, конечно, а сам персонаж, он мне не близок.

– А «Паяцы», в которых вам предстоит сейчас выйти в НОВАТе? Вы видели этот спектакль?

– Я посмотрел запись спектакля уже не один раз и впечатления от него – самые лучшие. Несомненно, посмотрю еще несколько раз до своего ввода, но мне все очень понравилось. Красочно, масштабно, но при этом абсолютно невычурно. Все в духе, в стиле музыки.

– Ваш персонаж, Тонио – сложный, сильный. Это одна из самых известных и непростых баритоновых партий. Что для вас главное в этой роли, чего вы хотели бы добиться в ней?

– Главное – не «забаранить» ни одну ноту. Хотел бы достойно дебютировать, чтобы не подвести своих педагогов, руководство Новосибирской оперы. Чтобы все прошло, говоря по-спортивному «без травм». А сама партия мне уже немного знакома, я неоднократно пел Тонио на сцене Красноярского театра. Партию я очень люблю и персонаж мне, в общем-то, понятен. Не скажу, что он и его поступки вызывают симпатию, но понять его страсть, уязвленное самолюбие и разочарование я могу.

– Ваши пожелания зрителям, которые придут в НОВАТ на ваш дебютный спектакль?

– Я очень надеюсь понравиться новосибирской публике – сам я ее уже полюбил после нашего майского концерта. Она очень тепло и радушно тогда нас встречала и сейчас я желаю просто хорошо провести вечер в театре, насладиться красивой музыкой, прекрасной оперой, получить яркие впечатления.