Интервью

История страсти, рассказанная пластикой – Сергей Захарин об опере «Алеко»

28 Августа 2023

Оперная труппа, хор и оркестр НОВАТа готовят первую оперную премьеру 79-го сезона – «Алеко» Сергея Рахманинова в постановке главного режиссера НОВАТа, заслуженного деятеля искусств России Вячеслава Стародубцева и дирижера Дмитрия Юровского. В рамках юбилейного Года Рахманинова в России. 15 и 16 сентября состоятся премьерные показы оперы «Алеко» на Малой сцене.

Пластическую партитуру спектакля создает режиссер и хореограф Сергей Захарин, знакомый зрителям НОВАТа по успешной работе над оперными проектами последних лет.

Совсем недавно Сергей Захарин назначен главным режиссером Саратовского ТЮЗа, самого большого театра юного зрителя в стране, но планирует продолжать сотрудничество с НОВАТом как минимум в качестве хореографа. Его уникальный метод работы с оперными солистами оценен во всех ведущих музыкальных театрах страны. Мы поговорили с Сергеем Захариным о его работе в новой постановке НОВАТа.

Поздравляем вас с назначением, расскажите немного о вашем театре.

Саратовский ТЮЗ грандиозен. Это старейший в мире профессиональный театр для детей. В октябре этого года ему исполнится 105 лет. У нас четыре сцены – историческая, камерная, большая и малая. Для меня это назначение очень почетно и ответственно. В Саратовском ТЮЗе я надеюсь развивать направление, вектор которого я подхватил в НОВАТе, работая вместе с Вячеславом Васильевичем Стародубцевым над детскими проектами камерной сцены. Это стратегически правильное направление, если мы говорим о гармоничном развитии подрастающего театрального поколения. Мы хотим открыть двери в мир театра самым юным зрителям, сформировать по-настоящему семейный репертуар, в котором найдет для себя что-то интересное и ребенок самого раннего возраста, и подросток, и молодой человек с «Пушкинской картой». На сегодня для любого театра задача воспитания своего зрителя, формирования его духовно-нравственных ценностей, развитие интереса и вкуса к театральному искусству – самая важная.

В «Алеко» есть выделенные музыкальные части, которые называются «Женская пляска», «Пляска мужчин». В вашей постановке в этих пластических сценах вы задействовали артистов хора и миманса, а не артистов балета. Почему вы пришли к такому решению?

В спектакле очень насыщенный пластическо-эмоциональный рисунок. Режиссер Вячеслав Стародубцев хотел, чтобы языком тела была рассказана история взаимоотношений мужчины и женщины, поэтому родился такой образ: каждая пара взаимодействует с мужским пиджаком, то надевая его на себя, то снимая, то пиджак переходит к партнеру. Такое перетекание от женского начала к мужскому. Внешне пластика сдержанная, но внутри термоядерная энергия, взаимное магнетическое притяжение и отталкивание дает ощущение неутоленной страсти, внутреннего одиночества партнеров.

У главных персонажей есть танцевальный текст?

Здесь есть долгий поцелуй Земфиры и Молодого цыгана, в котором они двигаются, не отрываясь друг от друга, и получается очень интересный, на мой взгляд, пластический рисунок. Это позволяет очень ярко выразить страсть молодых людей в ее кульминационный момент, когда двое не могут расстаться и на миг.

Насколько, вообще, танцевальна музыка в «Алеко»?

В «Женской пляске» и в «Мужском танце», безусловно, есть танцевальная энергия, пульсация, есть внутренний ритм, за который мы держимся. Мы, как и всегда, прежде всего отталкиваемся от музыки, которая в «Алеко» переполнена страстью, но страсть эта не выплескивается наружу. Это страсть сдержанная, она кипит внутри, но, если приоткрыть в этом пылающем сердце хоть маленькую форточку, она, как кипящая лава, хлынет наружу, сжигая все на своем пути, или как колесо телеги, снесет все, что под него попадает. А что касается хоровых сцен, в них мы попытались метафорически нарисовать быт, жизнь цыганского табора, используя такие визуальные метафоры, как колесо – своеобразный жернов судьбы, находящийся в постоянном движении, конь, символизирующий страсть и свободу. Например, в начале спектакля хоровой фрагмент завершается тем, что табор с колесами, конями, выстраивается в символический обоз. И это, конечно, не просто путь цыганского табора, но жизненный путь – путь человеческой судьбы, на котором встречаются развилки и повороты, кардинально меняющие жизнь. Но все равно: выбор, куда свернуть, судьба оставляет человеку.

Премьера оперы С.В. Рахманинова «Алеко» – 15 и 16 сентября на Малой сцене НОВАТа.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе НОВАТа.

До встречи на премьере! НОВАТ