Интервью

Николай Мальцев: «После операции самое страшное – это неизвестность»

04 Октября 2022

Ярко заявивший о себе на сцене НОВАТа, лауреат и дипломант всероссийских и международных конкурсов, обаятельный, харизматичный танцовщик Николай Мальцев, к огорчению своих поклонников, на некоторое время исчез из их поля зрения. Причиной этого была серьезная травма. Прошло время, Николай прошел реабилитацию и поистине как метеор ворвался на родную сцену. Виртуозная партия Колена в балете Фредерика Аштона «Тщетная предосторожность» пришлась ему впору. Поклонники эмоционально откликнулись на успешный дебют Николая в новом спектакле и горячо приветствовали его возвращение на сцену в уже знакомых ролях.

В октябре Николай выйдет на Большую сцену НОВАТа еще в нескольких спектаклях: «Баядерка» – Великий брамин, 7октября в 19:00, «Корсар» – Исаак Ланкедем, 12 октября в 19:00, «Спящая красавица» – Принц Дезире, 15 октября в 18:00, «Дон Кихот» – Эспада, 19 октября в 19:00, «Чиполлино» – Чиполлино, 23 октября в 13:00, «Тщетная предосторожность» – Колен, 30 октября в 13:00.

Николай Мальцев – удивительный человек. Во время нашей беседы ему позвонил руководитель балета Леонид Сарафанов и сообщил, что премьер НОВАТа Роман Полковников получил травму, и Николай должен в этот же вечер выйти на сцену в сложнейшей партии Базиля в балете «Дон Кихот». Он встал, пошел готовиться и вечером станцевал просто замечательно, вызвав горячие аплодисменты зала.

Видя интерес зрителей к талантливому артисту и их волнение о его здоровье, мы попросили артиста в небольшом интервью рассказать о том, как он восстанавливался после травмы и о планах дальнейшей работы. Николай, вы узнали о том, что вам предстоит выступить в балете «Дон Кихот» в день спектакля (в связи с травмой Романа Полковникова). Когда в последний раз вам приходилось танцевать в этом спектакле?

Примерно два года назад.

Как вы восприняли эту новость? Ведь совсем недавно вы сами восстановились после тяжелой травмы.

Ближе к обеду, в день, когда спектакль должен был состояться, Леонид Дмитриевич Сарафанов, руководитель балетной труппы, сказал мне подождать и не уходить из театра. И я принялся ждать. Написал сразу же Роме, спросил о его самочувствии, а он только сказал в ответ: «Коля, готовься».

Как вам удалось после столь долгого перерыва моментально войти в один из самых технически сложных балетов?! Насколько я понимаю, Леонид Дмитриевич даже сказал вам исполнить все стандартно – без дополнительных трюков и сложностей. Тем не менее, руководителя труппы вы не послушались…

Это мой стандартный набор элементов (смеется). Если во время самого танца я чувствую, что могу, то почему бы и нет?

После серьезной травмы вам вдруг предложили достаточно интересную и непростую роль в одной из последних премьер – партию Колена в балете «Тщетная предосторожность». Привлекательный сюжет, кажущийся легким, совершенно не отразился своей простотой на хореографии. Как вам новое амплуа?

Если вспомнить ощущения во время и после спектакля, то я старался максимально расслабиться – сыграть самого себя и, не особо задумываясь, воплотить легкий образ влюбленного. Колен мне сразу приглянулся – я готов и дальше его исполнять.

Вам предстоит очень насыщенный октябрь – партия за партией. Произошло ли у вас переосмысление уже знакомых образов после травмы?

Негативные последствия тяжелого периода однозначно отразились на мне – я словно другой человек... Жизнь разделилась на «до» и «после». Сейчас, вернувшись после травмы, я это очень остро чувствую. Понял, как сильно мне не хватает балета! Травма была серьезной – крестообразная связка была разорвана полностью. После операции самое страшное – это неизвестность. Как будет складываться будущее? Я посмотрел на свою ногу и не увидел ни одного рельефа, ни одной мышцы. Пытаюсь работать, а они не шевелятся... Психологически это было сложно пережить. Я, знаете, сказал себе, что просто нужно работать и все постепенно придет – раз сейчас я на самом дне, значит, дальше обязательно будет просвет. Пришлось поменять и жизненные приоритеты в том числе… Я, в самом деле, стал другим – даже к тем партиям, которые много раз исполнял, стараюсь подходить с новым своим опытом. Надеюсь, это положительно отразится на прочтении образа, будь это Принц из «Спящей красавицы» или Чиполлино, которые одинаково мне близки.

Чиполлино вы готовили вместе с балетмейстером Генрихом Майоровым, ушедшим из жизни в этом году. Он вас поставил в премьерный спектакль. Ваше отношение к этому балету?

Да, я готовил его с балетмейстером-постановщиком – это было отличное время. Очень люблю этот балет за неувядающий оптимизм своего героя. В чем-то он помог мне пережить мой тяжелый период. Замечательный балет, замечательная хореография и замечательная музыка. Надеюсь, он будет еще долго жить на сцене нашего театра.

У вас не было ощущения, что карьера завершена?

Было тяжело восстанавливаться, начинать ходить, сгибать ногу… Но я знал, что восстановлюсь. Мне была очень важна и приятна поддержка зрителей – я ее всегда чувствовал! Хочу поблагодарить всех, кто болел за меня, волновался… От всей души желаю всем здоровья: главное – не болейте, а остальное все будет!