Интервью

Олег Габышев: «И Евгений Онегин, и Дмитрий Карамазов – о русской душе, страсти»

21 Апреля 2023

Премьер Театра балета Бориса Эйфмана, лауреат театральных премий «Золотая маска» и «Золотой софит», заслуженный артист России Олег Габышев – наш земляк, выпускник Новосибирского государственного хореографического училища, один из тех, кем гордится сибирская балетная школа.

В труппе Эйфмана Олег с 2004 года. За время работы он исполнил главные партии в балетах «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Роден, ее вечный идол», «По ту сторону греха», «Чайковский. PRO et CONTRA», «Русский Гамлет», «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» и в других постановках.

Новосибирская публика восхищалась его мастерством во время гастролей Театра балета Бориса Эйфмана на сцене НОВАТа в апреле 2021 года и осенью 2022 года. В предстоящих апрельских гастрольных спектаклях труппы из Санкт-Петербурга зрители вновь смогут увидеть Олега Габышева на Большой сцене НОВАТа, где он даже какое-то время успел поработать до того, как пришел в Театр Бориса Эйфмана. Артист исполнит заглавную партию в спектакле «Евгений Онегин» и партию Дмитрия Карамазова в балете «По ту сторону греха».

Накануне выступлений артист рассказал о своем участии в спектаклях грядущего гастрольного тура Театра балета Бориса Эйфмана.

На предстоящих гастролях в Новосибирске вы будете исполнять партию Онегина?

Да, я буду участвовать в «Евгении Онегине» и в балете «По ту сторону греха» по роману Достоевского «Братья Карамазовы».

Новосибирцы увидят новую версию «Онегина»?

Нет, «Евгений Онегин» практически не изменился со дня премьеры. Борис Яковлевич немного редактировал его некоторое время назад. Но в Новосибирске мы покажем прежнюю версию.

Зрители спрашивают, похож ли спектакль «Евгений Онегин» на ваши предыдущие работы?

Сложно судить, но, мне кажется, именно «Онегин» отличается от других спектаклей, в первую очередь – музыкальной стилистикой, потому что партитура здесь эклектичная. Это рок-музыка Александра Ситковецкого, написанная в девяностых годах, и сочинения Чайковского. То есть такой интересный микс, который позволяет внести особые хореографические оттенки.

Музыка Ситковецкого использована не только в «Евгении Онегине»?

Борис Яковлевич использовал музыку Ситковецкого еще в новой версии «Чайки», которая тоже будет представлена в Новосибирске.

Скажите, а сколько времени вы уже исполняете партию Онегина?

С самой премьеры – с 2009 года.

Этот образ для вас изменился за эти годы?

Конечно, постоянно добавляются какие-то нюансы. Иначе смотришь на переживания своего персонажа. Может быть, становишься более ранимым, когда передаешь влюбленность Онегина в Татьяну. С возрастом я начал лучше понимать, каково это – когда хочется вернуть любовь, но уже ничего нельзя изменить.

«По ту сторону греха» и «Евгений Онегин» – это же две разные истории.

Да, абсолютно разные. Но, с другой стороны, их объединяет русская тематика, сфокусированность на особенностях нашего национального характера. Образы главных героев и у Пушкина, и у Достоевского – собирательные. И Евгений Онегин, и Дмитрий Карамазов – о русской душе, страсти.

Когда смотришь «По ту сторону греха», видишь, насколько технически сложны постановка и ваша партия. Насколько для вас тяжело исполнять этот балет?

Для меня партия Дмитрия Карамазова – одна из наиболее сложных. Хореография настолько насыщенная, что, исполняя ее, ты испытываешь эмоциональный и физический стресс, как бы хорошо ни был подготовлен. Естественно, если ты в суперформе, роль дается легче. Но трудность в том, что между спектаклями могут быть значительные паузы. Онегина я танцевал ровно год назад. Сейчас в Новосибирске у меня будет второй спектакль за год. Балет «По ту сторону греха» тоже какое-то время не исполнялся. Если, к примеру, идет пятнадцатый спектакль подряд, то, разумеется, ты чувствуешь себя более уверенно. В 2021-м, когда отмечалось 200-летие Достоевского, мы весь год показывали «По ту сторону греха» в городах России, и балет просто «вошел» в ноги, в руки. А сейчас получился перерыв, но это даже добавляет адреналина. Хотя, признаться, я уже немного устаю от него. Всегда думал: когда артист балета уходит на пенсию, ему не хватает того театрального драйва, который дает тебе выход на сцену. Однако теперь я понимаю, что есть некое насыщение. Ведь можно себя направить и в какое-то другое русло. Например, заняться сочинением хореографии.

Что вы сейчас ставите?

У меня сейчас грандиозный проект. Башкирский государственный театр оперы и балета пригласил меня осуществить постановку, посвященную 150-летию Рахманинова. Сочинить на его музыку балет о жизни великого композитора.

А музыка какая? Что именно из Рахманинова?

Я старался очень вдумчиво выбирать музыку. Хотя некоторые ходы очевидны. Если в спектакле описывается провал Первой симфонии, то я, естественно, сочиняю именно на это произведение. Если речь об опере «Алеко», дипломной работе Рахманинова, за которую Чайковский поставил пятерку с тремя плюсами, то я беру «Пляску мужчин» из нее. Конечно, эта музыка звучит у нас в спектакле «По ту сторону греха». Борис Яковлевич вообще очень любит Рахманинова, он много ставил на него. Но можно ведь и по-своему осмыслить эти произведения. И поскольку я создаю именно биографический балет, то, надеюсь, что смогу найти новые акценты. Кроме того, я использую в спектакле музыку Карла Черни. Она очень танцевальная. Спектакль о жизни и творчестве Рахманинова – мой первый хореографический проект столь серьезного масштаба.

В постановке «Чайка. Балетная история» в ходе нынешних гастролей на сцене НОВАТа вы не заняты, но хотелось бы услышать ваше мнение как одного из самых опытных артистов театра. Вы бы рекомендовали этот балет зрителям?

Конечно. Спектакль очень динамичный, живой и по-настоящему чеховский. Действие перенесено в мир балетного театра, вместо привычной усадьбы – репетиционный зал. Все читаемо даже без либретто, без знания текста пьесы. Мне вообще нравится, когда деятели театра обращаются к «Чайке», поскольку всегда интересно, с кем именно себя ассоциирует режиссер: с Треплевым, Тригориным, Аркадиной или Заречной. Пожалуй, в этом балете Борис Яковлевич демонстрирует две свои ипостаси: с одной стороны, он по-прежнему чувствует себя новатором Треплевым. И в то же время Эйфман очень много внимания уделяет Тригорину, чья партия более академичная. На мой взгляд, в «Чайке» это хорошо читается: знаменитый мэтр, в котором все еще живет дерзкий экспериментатор, жаждущий открытия нового...

А вы видели постановку «Чайки» Юрия Посохова в Большом театре?

Да, видел. Мне понравилась эта постановка. Меня в принципе привлекает практика, когда хореограф работает в тандеме с композитором (музыка для балета была специально написана Ильей Демуцким). Вообще, замечательно, если в одном спектакле объединяются профессионалы своего дела: хореограф ставит танцы, композитор создает музыкальную канву, режиссер пытается все это драматургически обосновать. Я понимаю, что подобный опыт бывает сложным как для хореографа, так и для режиссера, ведь каждый может тянуть одеяло в свою сторону. И общий язык в таком случае не найти. Но если командный дух возникает, то это классно.

Приглашаем увидеть спектакли Театра балета Бориса Эйфмана с участием Олега Габышева на Большой сцене НОВАТа:
«Евгений Онегин» – 28 апреля в 19:00.
«По ту сторону греха» – 30 апреля в 19:00.

Спектакли участвуют в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в кассе театра.

До встречи на балете! НОВАТ