Интервью

Поверить в сказку – премьера «Щелкунчика» Юрия Григоровича в НОВАТе

03 Октября 2023

Балет, в котором живет ожидание чудес и предвкушение праздника – «Щелкунчик» П.И. Чайковского – зрители НОВАТа смогут увидеть в знаменитой версии Юрия Григоровича. Премьера новой постановки состоится уже на следующей неделе – 13, 14 и 15 октября.

Молодая многообещающая балерина Елизавета Аношина готовит в спектакле партию Маши под руководством педагогов Большого театра. Артистка рассказала о новой сценической работе.

Во скольких постановках «Щелкунчика» вы танцевали?

Я танцевала в редакции Василия Вайнонена – в классической версии «Щелкунчика». Это особенная постановка: мы в ней впервые принимали участие, когда только начинали учиться, были совсем детьми. И за столько лет это не может не стать для тебя очень родным балетом. Этот балет – всегда праздник.

Скажите, вы сейчас готовите постановку, которую можно назвать эталонной. Этот балет идет уже пятьдесят шесть лет в Большом театре. Артисты считают, что эта постановка значительно более танцевальна по сравнению с постановкой Василия Вайнонена. Вы с этим согласны?

На мой взгляд, это два абсолютно разных спектакля, которые не нужно сравнивать. Это касается и редакции «Щелкунчика» Начо Дуато. Нельзя говорить, что этот спектакль более танцевальный, этот – менее, этот лучше, а этот хуже. Они все одинаково прекрасны, но они очень разные. И для каждого артиста, для каждого зрителя ближе свое.

Вам близка ваша героиня?

Да, близка. В балете Юрия Николаевича Маша очень живая, настоящая. Она ребенок, добрая, мечтательная девочка, которая верит в самое хорошее, в самое доброе. Ее добрый дядюшка – Дроссельмейер – помогает ей поверить в эту сказку, прочувствовать все так, как будто история происходит в ее жизни по-настоящему.

Дроссельмейер очень важен в этой постановке, он связывает всех. Каким вы видите этот персонаж?

В этом спектакле Дроссельмейер – важнейший персонаж, именно от него абсолютно всё здесь зависит, и при этом он – танцующий персонаж. Всё, что происходит в этой сказке, – это его рук дело: все мыши, все ожившие куколки, всё, что в этой истории случается с Машей. Дроссельмейер как бы дарит Машеньке праздник, рождественскую сказку.

Финал этой сказки для Мари – это праздник, печальное разочарование или легкая грусть?

Мне представляется, что для Машеньки финал спектакля – это, возможно, такая светлая, добрая грусть, но с нотами какой-то радости, легкости. Мне кажется, никакой печали там нет.

«Вальс снежинок» всегда считался очень сложным. В «Щелкунчике» Григоровича это тоже так?

Физически и технически для меня он легче, чем в других постановках, но, возможно, сложнее музыкально. То есть здесь нужно очень четко знать счет, тогда все сойдется и «в ногах». Кроме того, тут нужны только здоровые пальцы, потому что почти весь танец снежинки бегают «на пальцах». Но в целом танец очень равномерный, спокойный, достаточно приятно его исполнять.

А танцы игрушек вы можете сравнить с тем, что было в других постановках?

Я сейчас репетирую испанский и французский танцы. И, конечно, в редакции Григоровича их исполняют очень сильные классические танцовщики. Если же взять редакцию Вайнонена, то в ней испанский танец исполняют характерные артисты, то есть это абсолютно характерный танец в народных туфлях. В редакции же Григоровича это достаточно сложная, очень техничная классическая вариация с большими прыжками. Артисты должны быть очень крепкими, очень виртуозными.

В вашем понимании «Щелкунчик» – это все-таки новогодний балет?

Для меня лично «Щелкунчик» – это всегда зима, это всегда Новый год, когда его танцуешь, даже внутренне это очень чувствуется. Все равно это декабрьское настроение, снег за окном. «Щелкунчик», который мы сейчас готовим, с технической точки зрения более сложен, и, мне кажется, пока все артисты, которые в нем заняты, подходят к материалу не с эмоциональной, не с драматургической точки зрения. Потому что нам предстоит еще очень много работы. У ведущих и первых солистов, у всех артистов балета есть определенные технические сложности.

С вами работают педагоги из Большого театра, люди, которым Юрий Григорович доверил свою хореографию. Это дорогого стоит. Вам приятно с ними работать?

Да, с нами работали Александр Волчков и Марианна Рыжкина. У нас было полторы недели очень плодотворной работы. Работать с ними, конечно же, огромная честь. Марианна Альбертовна дала нам просто какой-то невероятный объем материала, каких-то нюансов, подсказок, советов. Это касается не только роли Машеньки. Она вообще передает нам всем колоссальнейший опыт. Казалось бы, лишь полторы недели работы, а все ее слова, все ее советы растекаются и во все мои другие партии. То есть то, что она передала, чем поделилась, везде применимо. Восхитительная работа ею проделана. До мелочей. Настоящая старая балетная школа в самом лучшем понимании. Это очень вдохновляет, очень мотивирует. Большое за это спасибо.

Как вы считаете, хорошо, что этот спектакль у нас появляется?

Безусловно! Во-первых, это что-то новое, да еще и работа такого масштаба! Во-вторых, это настоящая и непростая для исполнителей классика. Очень хороший спектакль, очень полезный и ценный для артистов. Я надеюсь, когда мы выйдем на премьеру, это будет в высшей степени достойно.

Премьера балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» в постановке Юрия Григоровича на Большой сцене НОВАТа – 13, 14, 15 октября.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на нашем официальном сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.

До встречи на премьере! НОВАТ