Интервью

«Спартак» Анны Жаровой

07 Ноября 2022

Текущий театральный сезон является юбилейным для Народной артистки Российской Федерации, прима-балерины НОВАТа Анны Жаровой – 25 лет назад она впервые вышла на сцену Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Сегодня в репертуаре балерины не один десяток ведущих партий, на ее счету премия «Золотая маска», премия «Душа танца», победы на конкурсах, а главное – огромная зрительская любовь.

К сценическому юбилею Анны Жаровой приурочен ряд проектов, в том числе и большой творческий вечер артистки, который состоится во второй половине текущего сезона, встречи со зрителями и, конечно, поклонники увидят Анну Жарову в любимых ролях. С начала сезона Анна исполнила Гюльнару в балете «Корсар» – эта партия была первой большой работой в начале ее карьеры, Сванильду в «Коппелии» – об этой своей героине Анна говорит: «Сванильда – это я! В этой героине я ничего не изображаю, а просто играю саму себя», а в ближайшие дни (18, 19 и 20 ноября) состоится премьера балетной программы, в которую включен Дивертисмент, также приуроченный к творческому юбилею балерины. Анна исполнит в программе два новых и очень интересных номера (об этом мы расскажем подробнее чуть позже).

Сегодня артистка рассказывает о другой своей знаковой партии – о Фригии из балета «Спартак» Арама Хачатуряна в знаменитой хореографической версии Юрия Григоровича. Уже 9 ноября поклонникам таланта артистки представится возможность увидеть прима-балерину в этой роли, ее партнером в партии Спартака выступит Роман Полковников, Эгина – Наталья Ершова, Красс – Михаил Лифенцев.

Сколько лет вы уже танцуете Фригию?

25 лет. Готовила я эту партию с Владимиром Григорьевым – одним из моих любимых партнеров и, можно сказать, моим педагогом. Именно он вводил меня во все ведущие партии: сначала в «Корсар», потом был «Щелкунчик» в хореографии Алексидзе и третьим балетом был «Спартак». Именно Владимир вводил меня во все постановки «Щелкунчика», которые потом были в нашем театре, и в «Жизель», и в «Спящую красавицу».

Как давалась вам партия Фригии?

Поначалу было нелегко, признаюсь, меня даже ругали. Это вовсе не удивительно, поскольку не было жизненного опыта – девочке, которая еще не любила по-настоящему, было трудно передать чувство любви во всей полноте. Но все-таки уже тогда я чувствовала в себе то, что необходимо для этой роли – патриотизм, желание вдохновлять на подвиги, внутренний «огонь», без которого ты ничего не сможешь сказать зрителям. Но год от года партия растет вместе со мной, раскрывается новыми гранями и помогает мне реализовать потенциал драматической актрисы. И за эти годы чем лучше я исполняла последнюю сцену «Реквием», в котором я оплакиваю смерть Спартака, тем сильнее становилось мое желание сделать на сцене что-то другое, например, сыграть в драматическом спектакле, что в итоге удалось сделать в поэтическом спектакле на сцене зала имени Маяковского в 2019 году.

Этот балет могут танцевать молодые артисты? Или это все-таки спектакль для более опытных танцовщиков?

Безусловно, до этого спектакля нужно дорасти. Я сама до сих пор в поиске и очень осторожно обращаюсь с этим материалом. Балет же ставился в расчете на личности. Нужно иметь сильное женское начало и нужно столько всего передать – и страсть, и боль, и надежду, и отчаяние. Не являясь сильной, внутренне наполненной личностью, ты не сможешь танцевать «Спартак». И, конечно, гораздо проще и точнее ты танцуешь в этом спектакле, когда ты пережил боль, потерю близких, страдание. У меня есть одно желание, связанное со «Спартаком». Я очень хотела бы примерить на себя образ абсолютно противоположный – властной, сильной женщины. Желание исполнить партию Эгины возникло у меня после того, как я станцевала балет «Кармен». Я понимаю эту героиню, и мне было бы интересно попробовать ее сыграть.

Балет «Спартак» Арама Хачатуряна в хореографии Юрия Григоровича – 9 ноября в 19:00 с участием Анны Жаровой и звезд НОВАТа. Дирижер – Евгений Волынский.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на нашем сайте, в мобильном приложении и в кассе театра.

До встречи на балете! НОВАТ