Интервью

«Тоска». Дмитрий Юровский о главной премьере сезона

21 Мая 2021

27 и 28 мая зрителей НОВАТа ожидает главная премьера сезона – новая постановка оперы «Тоска» Джакомо Пуччини. Одна из самых любимых опер мирового репертуара возвращается на сцену Новосибирского театра в постановке дирижёра Дмитрия Юровского, режиссёра Иркина Габитова и художника Вячеслава Окунева. В своей постановке авторы отдают дань уважения классическим оперным традициям, перенося зрителей в историческую обстановку, согласно либретто – в Рим 1800 года. На сцене НОВАТа – узнаваемые архитектурные символы «вечного города» и исторические костюмы эпохи наполеоновских войн.

О новом спектакле рассказывает музыкальный руководитель спектакля Дмитрий Юровский.

– Мой опыт общения и работы с режиссёром Иркином Габитовым, показывает, что он с огромным уважением относится к композиторскому замыслу, музыке и сюжету – это я отметил и в работе над «Иолантой», и по другим спектаклям Габитова, которые я видел, в их числе и поставленная им здесь ранее «Тоска». Несмотря на то, что сюжет в опере «Тоска» вымышленный и в нём нет исторической достоверности, в жизни такие истории встречаются и сегодня. И реально был случай, когда артистка – правда она не была певицей – из-за домогательств и шантажа одного высокопоставленного лица, бросилась с балкона Кастель-Сант-Анджело, правда в той истории было куда меньше политики, чем в драме Сарду, ставшей сюжетной основой либретто «Тоски».

– У меня это уже седьмая «Тоска», пожалуй, именно с этой итальянской оперой мне чаще всего приходилось работать, и преимущественно это были классические постановки. Но дело в том, что показать основные линии – Скарпиа и Тоска, Тоска и Каварадосси – можно разными режиссёрскими и визуальными приёмами, но вся сила, вся драматургия здесь, как и в других операх Пуччини, заложена в музыке, поэтому и «проживать» эту оперу необходимо, прежде всего, с точки зрения её музыкального содержания.

– Сложность «Тоски» ещё и в том, что многие её фрагменты очень широко известны, часто исполняемы, но отдельно от всей музыкальной и драматической картины они не могут быть поняты и прочувствованы до конца. Поэтому и от артистов требуется не просто красиво и точно спеть, нужно понимать характер, мотивы, прочувствовать внутреннюю логику персонажа, вдохнуть в него жизнь, страсть. Все три главные партии в «Тоске» очень объёмны и сложны, и очень важно, чтобы каждый из солистов, исполняющих Тоску, Каварадосси, Скарпиа мог наполнить огромное пространство сцены не только вокально, но и актёрски.

– В этой опере очень важно не «переиграть» – и в драматическом, и в музыкальном плане. Музыка настолько экспрессивна, так переполнена эмоциями, что очень важно правильно всё рассчитать, вести слушателя в направлении, заданном композитором, чтобы музыкальная динамика развивалась по его логике и кульминации были именно там, где их задумал Пуччини.

– Такая огромная сцена, как наша, требует от постановщиков особого видения, особого подхода, многие современные концептуальные постановки просто потеряли бы здесь выразительность. То, что сейчас делают режиссёр Иркин Габитов и художник Вячеслав Окунев настолько красиво и стилистически выверено, настолько соответствует всей музыкальной драматургии, что уже на этом этапе, когда ещё не всё окончательно оформлено, я могу представить, каким сильным будет воздействие спектакля на зрителей, и, что немаловажно – на артистов. Чтобы делиться эмоциями, артисты нуждаются во вдохновении, а в таком спектакле как наш, вдохновлять их будет не только музыка Пуччини, но и красота, окружающая их на сцене.

Премьера. «Тоска» Дж. Пуччини – 27 мая в 19:00, 28 мая в 19:00. Премьерные показы пройдут с участием звёзд мировой оперы: партию Флории Тоски 27 мая исполнит ведущая солистка НОВАТа Вероника Джиоева, в партии Марио Каварадосси 27 и 28 мая выступит прославленный испанский тенор Алехандро Рой.