Интервью

Вадим Дуленко: «”Буратино” – самая театральная из всех сказок»

30 Марта 2023

Мировая премьера оперы Андрея Семенова «Необыкновенные приключения Буратино» на Малой сцене НОВАТа состоится 31 марта и 1 апреля. На сцене нашего театра впервые за 78 лет его истории в музыкальном спектакле оживут герои знаменитой литературной сказки Алексея Толстого.

По замыслу режиссера-постановщика спектакля, главного режиссера НОВАТа, заслуженного деятеля искусств России Вячеслава Стародубцева сценическое действие станет синтезом театральной и кинематографической эстетики, и все события музыкальной сказки развернутся на съемочной площадке. Немаловажную роль в постановке будет играть видеоконтент, за который отвечает известный художник Вадим Дуленко.

Накануне премьеры Вадим Дуленко рассказал, какие задачи решает видеоарт в новом спектакле.

В детстве вы любили книгу «Золотой ключик»?

Бесспорный факт, что все дети любят сказку про Буратино, знают всех персонажей, все архетипы потом идут с ними по жизни. Разнообразие театральных персонажей и человеческих характеров в этой сказке удивительно точно описано. Но главное в ней то, что особенно хорошо применимо к нашему спектаклю: это не просто самая любимая, но и самая театральная из всех сказок. По большому счету это сказка про театр. В нашем случае очень хочется подчеркнуть близость мира, в котором живет главный герой, к миру театра. Здесь сказка – это театр, а сам театр – эта сказка. На мой взгляд, и там, и там мы находим единые архетипы, а весь театральный постановочный процесс в чем-то схож со всеми перипетиями сказочного сюжета.

Какова ваша задача в спектакле?

Мне приходится поддерживать тот язык, который используют артисты и музыканты, визуальными образами. В данном случае язык достаточно открытый, и в спектакле происходит открытие персонажами Театра, в данном случае это наш с вами театр. В постановке Буратино и его компания попадают не просто в какой-то театр, а в здание НОВАТа. И мне очень нравится эта идея: дети приходят в театр, оказываются внутри сказки, и эта сказка сближает их с театром.

Опера – жанр непростой, в чем-то архаичный, а вы предлагаете детям мэппинг, видеопроекцию – то, к чему они привыкли, то, что их привлекает. Получается, что в детских спектаклях именно вы отвечаете за диалог с современными детьми.

Да, конечно. И здесь я попытаюсь обратиться не только к традициям классической советской и российской мультипликации – то, что мы делаем в детском оперном проекте с самого начала – но и обращаюсь к театру теней, цитирую какие-то приемы анимации Тима Бертона: легкую угловатость, странноватую, несколько гротескную динамику. Есть у нас еще одна очень хорошая идея, которая отражена и в декорациях Тимура Гуляева, – это отсылка к старым фильмам. Это одновременно и театр, и съемочная ретро-площадка. Здесь мы добавляем и эффект старого кино, и перфорацию кинопленки: то есть визуально поддерживаем все, что мы задумали, создаем ощущение кино и за счет света, и за счет других визуальных приемов, чтобы все элементы сложились именно в ту историю, которую мы хотим донести.

Малая сцена нашего театра – не самое простое театральное пространство. Как вам удается справляться с таким непростым «экраном» для вашего творчества?

Да, здесь непросто работать. Каждый раз, выходя на спектакль, я думаю: «Кажется, это последнее, что здесь можно придумать». Но всегда оказывается, что не последнее. С одной стороны, помогают преодолеть сложности элементы декораций, с другой – здесь не такие большие площади, а с третьей – это абсолютно небанальная площадка, которая сама подстегивает воображение. В «Буратино» мы пытаемся вписать в архитектуру зала какие-то интересные вещи: занавес – экран театра теней, большой круг, который в спектакле может стать всем чем угодно: и бобиной кинопленки, и большой вывеской, и ареной, и в какой-то момент – даже куполом НОВАТа.

Ваши пожелания зрителям «Необыкновенных приключений Буратино».

У меня два пожелания: взрослым – не забывать, какими они были в детстве и как по-настоящему искренне и открыто воспринимали кино, театр, сказку. А детям – ощутить, что театр – это сказка, а сказка – это театр. В этом плане «Буратино» – очень хороший инструмент.

Премьера. Опера Андрея Семенова «Необыкновенные приключения Буратино» – 31 марта в 19:00, 1 апреля в 18:00, 20 мая в 13:00 на Малой сцене НОВАТа.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в кассе НОВАТа.

До встречи на премьере! НОВАТ