СМИ о нас

Новосибирский оперный ставит «Бориса Годунова» с комментариями

01 Декабря 2015

Исполнение шедевра русской классики сопровождает видеоряд: комментарии, исторические справки, живописные картины, отражающие эпоху Смутного времени. Все это, по замыслу постановщиков, должно погрузить зрителей в исторический контекст и сделать оперу понятной современному зрителю.

За кулисами солисты и артисты хора надевают костюмы — это часть общего сценического решения. Художник Анастасия Шенталинская отказалась от цветных тканей и обрядила всех в шинельное сукно, теперь бояр от крестьян почти не отличить. А режиссер-постановщик Дмитрий Белов в популярной форме объясняет зрителям, в чем, с точки зрения историков, был неправ Пушкин.

«Да, кто-то скажет: это художественное слово. Но он же залезал в архивы, он брал Карамзина. И Мусоргский — правда, правда! И все они говорили о правде. А вышло совсем наоборот», — уверен лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска» Дмитрий Белов.

Лекция — часть образовательного процесса. Постановщики решили раскрыть перед зрителями исторический фон оперы, представить главных ее героев, показать реальные места действия. И развенчать некоторые устойчивые «мифы».

— Годунова считают убийцей! К нему привязали убийство Димитрия. Хотя это не так, это признают все. Но почему-то Пушкин ничего об этом не пишет! А вы знаете, кто его убил? 10-летние сверстники, которые с ним играли.

Но главное в необычной премьере — все же музыка. Дирижер Дмитрий Юровский из многочисленных вариантов выбрал версию Шостаковича.
«Он вполне имеет право на существование, как оперный спектакль. Он требует полной отдачи от певцов, а может быть, и больше. Все понимают, что энергетику нужно тянуть еще больше: есть паузы, есть комментарии. Проект достаточно уникальный!» — отмечает музыкальный руководитель и главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета Дмитрий Юровский.

Формат представления необычен. Роль декораций играет видео проекция. Перед слушателями — не только визуальный ряд, но и комментарии, титры сольных и хоровых номеров, справки об основных действующих лицах. Такое погружение в эпоху полезно, отмечает Андрей Триллер. Партию Бориса он поет впервые. В Годунове солист увидел личность сильную и неоднозначную.

«Изучал исторические факты, документы, долго беседовали с режиссером. Искали образ. Ведь он разный. Редакций оперы — целых пять! А постановок и того больше. И везде Борис неодинаковый. И мы тоже искали: где же правда?» — рассказывает лауреат всероссийских и международных конкурсов Андрей Триллер.

Постановщики не стремятся уличить создателей оперы в неточности. С помощью фактов и комментариев они хотят дать зрителям понимание того, что происходит на сцене. И, тем самым, приблизить шедевр Пушкина и Мусоргского к той части публики, для которых эпоха «смуты» — настоящие «темные века».

Автор: Станислав Якушевич
Источник: Новосибирские новости