СМИ о нас

«Турандот»: мистическая опера о жертве ради любви

10 Февраля 2016

В начале февраля на сцене НОВАТ состоялась премьера — опера Джакомо Пуччини. О мистических событиях, которые предшествовали ее появлению, о сходстве театра и цирка, а также о том, почему воспринимать оперу стоит через образ Лиу, перед спектаклем рассказал режиссер-постановщик Вячеслав Стародубцев.

О критике и мистике
Полномасштабную, игровую оперу с декорациями и яркими костюмами, которые сразу переносят в Китай, сказочные времена, поставили на сцене НОВАТ. Сюжет, хорошо знакомый многим, в какие-то моменты позволяет просто закрыть глаза и наслаждаться, не пытаясь анализировать, оценивать, критиковать, сравнивать.

— В Новосибирск я прилетел по приглашению музыкального руководителя и главного дирижера театра Дмитрия Юровского, кстати, это не первый опыт сотрудничества, — пояснил режиссер-постановщик оперы «Турандот» Вячеслав Стародубцев. — Почитал комментарии горожан о премьере, люди писали: «Что за квест? Боже! Вы театр превращаете в цирк!». Я вообще никогда ничего не комментирую, но тут решил ответить. Написал: «Знаете, а для меня очень важно, чтобы в театр, как и в цирк, люди приходили с открытым сердцем». Мне хочется, чтобы происходящее на сцене вы воспринимали как дети, а не как критики.

Режиссер пояснил, чего же стоит ожидать зрителям, которые идут на оперу-квест:

— Слово «квест» образовано от английского «question», что в переводе означает — вопрос. В сюжете эти вопросы есть — принцесса Турандот задает их принцам, и если те не отвечают, то им отрубают голову. И Калаф, ответив на все вопросы, не берет Турандот силой, а загадывает свою загадку — назвать его имя. И в этом заключается грандиозная сила мужской истории. Очень хочется, чтобы через оперный квест хотя бы кто-то из зрителей влюбился в этот жанр, так, как влюбились мы — постановщики, артисты.

А для того, чтобы подогреть интерес, режиссер рассказал о мистике, которой овеяна опера «Турандот».

— Начнем с того, что Джакомо Пуччини скончался, так и не завершив работу над ней — финал оперы дописал Франко Альфано, — напомнил он. — Еще одна история связана уже с драматическим спектаклем — «Принцессу Турандот» ставил режиссер Евгений Вахтангов, но не дожил до премьеры. Кстати, впервые, чтобы договориться о работе над постановкой, обсудить технические вопросы, в Новосибирск я прилетел 22 декабря — в день рождения Пуччини.

Есть и еще один мистический шаг — в одном из составов роль принца Калафа исполняет артист НОВАТа Роман Завадский, а в спектакле Вахтангова эту роль сыграл Юрий Завадский.

— Мне было интересно погрузиться в жизнь Пуччини. Ведь то, что пишет композитор, идет из его жизни, из отношения с близкими, — рассказал режиссер. — В его жизни была история, которая нашла отражение в опере «Турандот». Известно, что Пуччини был любвеобильным мужчиной, но все связи с любовницами жена прощала ему. Кроме одного романа — с молодой служанкой, помощницей супруги Джакомо. Она выгнала девушку, а та покончила жизнь самоубийством. До последних дней композитор не мог себе этого простить. Эта служанка стала прототипом Лиу.

Об истории появления оперы Пуччини
В последние годы жизни Пуччини яростно искал сюжеты.

— Был такой режиссер Макс Рейнгардт — это имя значимо в мировом театральном пространстве. Одним их первых он начал изменять сценическое пространство — Рейнгардт убирает рампу, продлевает сцену в зал, соединяя зрителя и артиста, — рассказал Вячеслав Стародубцев. — Джакомо Пуччини был на премьере «Турандот» драматического спектакля этого режиссера. Ему дико понравился сюжет, появился к нему интерес. Так, благодаря истории драматического театра, мы имеем оперу одного из величайших итальянских композиторов.

Говоря о персонажах, отрицательным режиссер назвал лишь одного — хор. В самом начале он буквально «съедает» императора Тимура, жаждет крови. А вот Альтоум, китайский император, отец Турандот, напротив, мечтает о том, что загадки дочери были разгаданы и она наконец-то подарила внуков. Поэтому рядом с ним в спектакле режиссер помещает шесть мальчиков и шесть девочек.

Турандот и Лиу Вячеслав Стародубцев называет ретрансляторами жертвенной любви.

— Для меня Лиу — центральный персонаж. И ее смерть мне хотелось показать не впрямую. Обычно в спектаклях она убивает себя булавкой из прически Турандот или ножом принцессы или палача. Но я приготовил для вас совсем другое, не хочется раскрывать секреты. Для меня Лиу — сокральная жертва, а ее смерть — символ. И мне очень хочется, чтобы вы поняли этот символ. Не интеллектуально воспринимайте то, что сегодня произойдет. Просто попытайтесь быть детьми, — предлагает режиссер. — Воспринимайте историю глазами Лиу. Турандот — властная, но в итоге поверженная любовью, живет в зазеркалье, служанки держат ее в золотых щитах, она не видит никого кроме себя. И только после разгадок убираются эти зеркала. Турандот начинает видеть жизнь через любовь Лиу, которая говорит, что умрет, но не выдаст имени принца, потому что любит его. Для меня это самое важное. Жертвенность — в этом высшая цель любого существования.

Автор: Татьяна Бушмакина
Источник: Miraman.ru