Приглашенные постановщики

Джон Крэнко

(1927–1973)

Хореограф, директор Штутгартского балета с 1961 года и до трагической кончины в 1973, по справедливости считается отцом «Штутгартского балетного чуда». Именно он вывел Штутгартский балет на высочайший международный уровень, который компания с гордостью поддерживает до сих пор. Его грамотная репертуарная и кадровая политика, личный вклад в хореографию и заботы о подрастающем поколении балетмейстеров стали теми уникальными составляющими, с помощью которых обычный ансамбль балета при Вюртембергских государственных театрах стал не только одним из сильнейших в Германии, но и всемирно известным коллективом.

Крэнко-хореограф – классик XX века. Его полнометражные сюжетные спектакли составляют золотой фонд мирового балета. Лучшими и оригинальными из них считаются «Ромео и Джульетта», «Онегин» и «Укрощение строптивой», а также штутгартская версия «Лебединого озера» и некоторые одноактные абстрактные балеты.

Джон Крэнко родился 15 августа 1927 года в Рюстенбурге, Южная Африка. Заниматься балетом начал на родине, а в 1946 продолжил обучение в Лондоне – в школе при Балете Сэлдерс-Уэллс (предшественнике Королевского балета «Ковент-Гарден»). После окончания был зачислен в труппу Королевского балета. В 1947 году создал свою первую хореографию для труппы Сэдлерс-Уэллс – балет «Детский уголок» на музыку К. Дебюсси. Талант юного Крэнко был моментально распознан, и уже в 23 года он становится резидентным хореографом Балета Сэдлерс-Уэллс. В это время он создает такие балеты как «Изменчивое море» на музыку Я. Сибелиуса, «Ведьма» на музыку М. Равеля, «Ананасная Полл», «Тень» и «Дама и Шут» на музыку Э. Донаньи. В 1955 поставил балет «Прекрасная Елена» на музыку Ж. Оффенбаха и Ж. Обера в балете Парижской Оперы. Его первым большим сюжетным балетом стал «Принц пагод» на музыку Б. Бриттена для Королевского балета «Ковент-Гарден» в 1957. В 1960 поставил первую редакцию «Ромео и Джульетты» в Ла Скала. В 1960 – «Антигону» для Королевского балета.

В 1960 Крэнко приехал в Штутгарт, чтобы перенести на балетную труппу Вюртембергских государственных театров свой спектакль «Принц пагод», и Вальтер Эрих Шефер, тогдашний главный интендант, предложил ему занять место директора балета в виду предстоящего ухода Николая Берёзова. В январе 1961 года Крэнко приступил к своим новым обязанностям и в течение последующих, более чем успешных 12 лет, он вписывал в историию Штутгартского балета его лучшую и самую захватывающую главу. Он позвал в труппу молодых перспективных солистов – Эгона Мадсена, Ричарда Крэгана, Биргит Кайль, Рэя Барру и бразильянку Марсию Хайде, которая стала его любимой музой. В декабре 1962 состоялась премьера новой редакции «Ромео и Джульетты». Продукция вызвала фурор у публики и критиков. Затем последовали маленькие хореографические драгоценности: «Игра в карты», «Opus 1», «Инициалы R. B. M. E.» и полнометражные спектакли: «Лебединое озеро», «Укрощение строптивой», «Кармен», «Поэма экстаза» и «Следы».

Талант Крэнко рассказывать истории, созданные им ясные драматические структуры и мастерское владение искусством па де де, покорили нью-йоркскую публику во время гастролей Штутгартского балета в Метрополитен Опере в 1969 году. Критик Клайв Барнс из «Нью-Йорк Таймс» зафиксировал на бумаге вошедшее сегодня в поговорку понятие о «Штутгартском балетном чуде». Он окрестил балет из Вюртемберга «The Stuttgart Ballet», и название закрепилось за компанией. При Крэнко также состоялись важные гастроли труппы в Париж, США, Израиль и Советский Союз.

Крэнко создал при Штутгартском балете своеобразную кузницу хореографов, из которой вышли, прежде всего, Джон Ноймайер и Иржи Килиан. Вслед за ними также Уильям Форсайт, Кристиан Шпук и Марко Гёкке. 1 декабря 1971 года Крэнко торжественно открыл балетную школу, которая до сих пор считается одной из сильнейших балетных академий в мире.

Джон Крэнко неожиданно умер 26 июня 1973 года во время перелета из США, когда труппа возвращалась домой с успешных гастролей.