Большой зал
16+

Премьера

Паяцы

опера в 2-х действиях с прологом
музыка Руджеро Леонкавалло

исполнители

В постановке заняты солисты оперы:

Составы исполнителей на каждый спектакль будут объявлены дополнительно.

Постановщики

Музыкальный руководитель и дирижер: Валентин Урюпин
Режиссер-постановщик: Иркин Габитов
Художник-постановщик: Вячеслав Окунев
Художник по свету: Александр Кибиткин
Пластика: Гали Абайдулов
Хормейстер-постановщик: Вячеслав Подъельский

Руджеро Леонкавалло создал оперу «Паяцы» под влиянием идей «веризма», суть которых в беспощадно правдивом отражении действительности, изображении реального человека, со всеми его страстями и пороками. Не случайно в основе сюжета оперы лежит реальный случай убийства из ревности. Музыка Леонкавалло достигает своей величайшей мощи в передаче человеческих страстей: любви, ревности, предательства и страдания. Режиссер спектакля Иркин Габитов предлагает решить спектакль в лучших традициях классического театра, но в стилистике итальянского неореализма.

ПРОЛОГ

Автор, попав в места, где некогда разыгрались трагические события, глубоко потрясшие его, вспоминает о судьбах бродячих актеров-комедиантов. Герои его трагического повествования: Канио – хозяин труппы, его жена Недда, актеры Тонио и Беппо.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Провинциальный итальянский городок. Толпа встречает труппу странствующих комедиантов. Ее хозяин Канио обещает народу показать замечательное представление.

Канио уходит с пригласившими его жителями в таверну. Оставшись одна, Недда, жена Канио, предается мечтам о молодом крестьянине – Сильвио, которого она любит. Комедиант Тонио объясняется ей в любви. На признание Тонио Недда отвечает презрительным смехом, ударом бича охлаждая его пыл. В бессильной ярости Тонио уходит, угрожая жестокой местью. Между тем, пренебрегая опасностью, на свидание явился Сильвио. Он умоляет Недду бросить скитальческую жизнь и бежать с ним. Неожиданно раздается гневный возглас хозяина, которого поспешил позвать оскорбленный Тонио. Однако Сильвио убегает неузнанным. Канио безуспешно требует, чтобы Недда назвала имя любовника. Он бросается к ней с ножом. Беппо силой удерживает Канио.

С тоской и болью думает Канио о предстоящем веселом представлении. Публике нет дела до чувства паяца. В угоду ей он должен скрывать свое горе, смешить и потешать. «Смейся, Паяц, над разбитой любовью…» – рыдая, восклицает Канио.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Вечер. Комедианты готовятся к началу спектакля: Тонио барабанным боем созывает зрителей, а Беппо приглашает их занять места. Представление начинается.

Сюжет разыгрываемой актерами пьесы близок к их жизненной драме. Таддео (Тонио) любит Коломбину (Недду), которая, однако, отдает предпочтение Арлекину (Беппо). Любовное свидание прерывает Паяц (Канио). Прощальные слова Коломбины, обращенные к Арлекину, потрясают Канио – это те самые слова, которыми Недда утром провожала любовника. С новой силой вспыхивает в нем ревность и, обезумев от ярости, ударом ножа Канио убивает Недду, а затем – Сильвио, бросившегося к подмосткам сцены на предсмертный крик возлюбленной. «La commedia è finita» («Комедия окончена»), – произносит Тонио.

Валентин Урюпин: дирижер должен одухотворять всю махину оперного спектакля
Смотрите интервью музыкального руководителя постановки оперы «Паяцы» Валентина Урюпина, которое он дал телеканалу «Россия-24».
12 Апреля 2017