Новости

Итальянский стиль и настоящий Россини – «Севильский цирюльник» в НОВАТе

02 Октября 2018

27 и 28 октября НОВАТ представит первую оперную премьеру 74-го сезона – комическую оперу Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». Новую сценическую версию самого знаменитого россиниевского оперного шедевра готовят режиссёр-постановщик Дмитрий Белянушкин, музыкальный руководитель и дирижёр Дмитрий Юровский, художник-постановщик Александр Арефьев, художник по костюмам Мария Чернышёва.

Музыкальный руководитель спектакля Дмитрий Юровский рассказал, что, несмотря на огромную популярность оперы и невероятное число постановок, работа над новой версией «Севильского цирюльника» подарила постановщикам немало открытий.

–Я не могу назвать себя специалистом по Россини, но у меня к этому композитору особое отношение… В моей жизни мне посчастливилось встретить великого музыканта, дирижёра, музыковеда Альберто Дзедда. Именно благодаря ему во второй половине XX в. музыкальный мир узнал подлинного Россини. Начиная с конца сороковых годов, Дзедда провёл огромную работу – собрал и переиздал всего Россини, какой только существует, при этом нашёл много нового, выпустил революционные редакции его сочинений и создал знаменитый россиниевский фестиваль в Пезаро. Мы общались, дружили, по его приглашению я дирижировал на фестивале в Пезаро. Он бывал в России, дирижировал здесь Россини, и знал, что ещё со времён Советского Союза сочинения этого композитора исполнялись здесь не по-россиниевски. Он очень хотел, чтобы в России узнали и начали играть настоящего Россини. Поэтому я чувствую ответственность перед памятью маэстро, и стараюсь подходить к произведениям Россини с тем же рвением, с тем же интересом. Возможно, именно благодаря этому нам удаётся в процессе работы над «Севильским цирюльником» делать свои стилистические, оркестровые открытия и опера начинает жить по-настоящему.

–Я никогда не ставлю перед собой задачу сделать произведение неузнаваемым, моя цель – вместе со всей командой сделать такого Россини, которого не стыдно было бы показать и в Италии. Мы стараемся, чтобы в нашем спектакле присутствовал подлинный итальянский стиль и язык. Это очень трудно, но у нас есть свой козырь – специально для подготовки этого спектакля к нам приехал из Рима знаменитый пианист, клавесинист, концертмейстер, дирижёр Анджело Микеле Эррико. Микеле – очень авторитетный европейский музыкант и педагог, он работал с выдающимися певцами, дирижёрами и солистами: Хуан Диего Флорес, Оттавио Дантоне, Рене Джейкобс, Жан Кристоф Спинози, Элио Де Капитани, Антонио Паппано. Он подготовил с самыми знаменитыми певцами современности множество оперных партий, это его конёк. В нашей постановке он выступает ассистентом музыкального руководителя, кроме того будет играть речитативы, а это отдельное искусство – речитативы исполняются без оркестра, только в сопровождении клавесина. Его участие в постановке – большой творческий опыт для оперной труппы и, одновременно, своеобразный мастер-класс для наших пианистов.

– Уникальность музыки Россини в том, что композитор дает всем нам некую свободу, возможность проявить себя. «Севильский цирюльник» звучит сегодня актуально, как ни одна другая опера Россини, однако, при исполнении такого известного произведении самое страшное, что может случиться – в него может закрасться рутина. Мы постараемся этого избежать и сохранить в нашей постановке истинно европейский дух.

Дж. Россини «Севильский цирюльник». Опера в 2-х действиях. Премьера.

27 и 28 октября – начало в 19:00.