Интервью

«Лукавая крестьянка» – премьера из галантного века

11 Января 2023

Камерный ансамбль «Музыка для нас» под руководством Натальи Жук приглашают зрителей на первую премьеру нового года. Музыкальный коллектив и солисты Новосибирской оперы приготовили подарок ценителям оперных редкостей и изысканного стиля барокко – первую в России постановку оперы Джованни Батиста Перголези «Лукавая крестьянка, или Ливьетта и Траколло».

О новом творческом проекте рассказал режиссер-постановщик Игорь Бондаренко.

Мы продолжаем работу над циклом «Оперные раритеты эпохи барокко», автором идеи и вдохновителем которого является наш главный режиссер Вячеслав Стародубцев. «Лукавая крестьянка» – не первый подобный проект: в январе прошлого года мы, вместе с ансамблем «Музыка для нас», в котором работают уникальные музыканты – настоящие фанаты барочной музыки, подготовили первое в России исполнение Рождественской кантаты итальянского композитора Алессандро Страделлы, а еще раньше коллектив вместе с солистами НОВАТа исполнял оперу Перголези «Служанка-госпожа». Наш новый проект – не только первая премьера в наступившем году, но и первая постановка оперы «Лукавая крестьянка» в России. Прежде у нас это сочинение исполнялось, но сценическая версия – с костюмами, декорациями, танцами – будет представлена впервые.

Расскажите немного подробнее об этом сочинении.

Изначально Перголези написал «Ливьетту и Траколло» как комическое интермеццо к своей опере-сериа «Адриан в Сирии». Во времена Перголези небольшое комическое представление между актами большой оперы было традицией. Как самостоятельная опера «Лукавая крестьянка» стала исполняться позднее. Наш спектакль мы делаем в жанре традиционной неаполитанской комедии дель арте: в постановке есть диалоги на русском языке, но арии и дуэты исполняются на языке оригинала – на итальянском. Ливьетту поет Дарья Шувалова, партию Траколло исполнит Никита Мухин – это первая большая роль молодого артиста и довольно непростой, насыщенный вокальный материал. Несмотря на кажущуюся простоту и легкость, музыка это сложная, виртуозная, и солистам пришлось кропотливо работать над своими партиями.

Чем эта опера вам самому интересна?

Лично мне нравится легкий и забавный сюжет – это итальянский театр XVIII века, где много переодеваний, обманов, комических ситуаций. В таком ярком игровом сюжете много жизнелюбия и эмоциональности, которые нас так восхищают в барочной музыке.

Как вы думаете, почему сейчас так велик интерес к барочной музыке?

На мой взгляд, здесь несколько причин. Все мы знаем, что музыкальные театры в своем репертуаре в основном ориентируются на романтизм и музыку XX века, а барокко – это огромный культурный пласт, 150 лет развития музыки, неисчерпаемое богатство. Но все это богатство не было издано, исполнялось в течение только одного сезона, а каждый новый сезон театры представляли абсолютно новые произведения. Поэтому у композиторов того времени очень много оперных сочинений: к примеру, Вивальди, Хассе сочинили каждый более 50 опер. Перголези им уступает по количеству только потому, что скончался в возрасте 26 лет. Это очень талантливые композиторы, их произведения должны звучать, это высочайший уровень музыки, драматургии и либреттистики, почти каждое заново открытое барочное произведение – шедевр. К тому же, эта музыка пусть и немного затейлива, очень легко воспринимается современным слушателем.

Премьера. Дж.Б. Перголези «Лукавая крестьянка (Ливьетта и Траколло)». Комическое интермеццо в 2-х сценах с участием камерного ансамбля «Музыка для нас» под руководством Натальи Жук и солистов оперной труппы НОВАТа Дарьи Шуваловой и Никиты Мухина – 11 января в 19:00, театральное фойе.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».