Интервью

Василиса Бержанская: «Я всегда хотела петь»

12 Октября 2018

Восходящая звезда мировой оперы Василиса Бержанская исполнит партию Розины в премьерных показах оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник» 27 и 28 октября на сцене НОВАТа. Василиса начинала петь как сопрано, сейчас покоряет оперные сцены мира как меццо-сопрано. В творческом багаже молодой артистки – многочисленные победы на международных конкурсах, участие в международных фестивалях. Василиса – финалистка проекта «Большая опера» телеканала Культура, в 2016 она дебютировала в Большом театре России, в сезоне 2017-2018 дебютировала в роли Розины в спектакле «Севильский цирюльник» Россини в Немецкой опере, после чего исполнила эту роль в Михайловском театре и на фестивале Дни Италии в Латвии, под патронажем Россиниевского оперного фестиваля. С 2017 г. Василиса – солистка Немецкой оперы Берлина.

В интервью, данном во время работы над постановкой оперы «Севильский цирюльник» в НОВАТе, Василиса рассказала о том, как начиналась ей оперная карьера, и поделилась деталями подготовки нового спектакля.

– С самого детства я всегда хотела петь, но профессионально вокалом начала заниматься в Ставропольском музыкальном колледже, а в музыкальной школе училась по классу фортепиано. Именно потому, что всегда пела, решила поступать на вокал, но в оперу влюбилась уже в колледже. Должна отметить, что мне с самого начала очень повезло с наставниками. В колледже моим педагогом была Татьяна Ворожцова (народная артистка России, солистка НГАТОиБ с 1987 по 2010 г.), так что у меня прямая связь с Новосибирским театром. В Академии имени Гнесиных я училась у Рузанны Павловны Лисициан, из знаменитой династии с глубокими культурными традициями. После второго курса Академии я приняла участие в проекте «Большая опера», и мне посчастливилось познакомиться с Еленой Васильевной Образцовой, которая очень поддерживала меня на протяжении проекта. Поступив в Молодёжную оперную программу Большого театра, я встретила третьего своего наставника, Дмитрия Юрьевича Вдовина, который и открыл у меня новый голос – меццо-сопрано, мы начали развивать мой голос в новом направлении. Мы занимаемся этим по сегодняшний день, каждый месяц я нахожу время, чтобы прилететь в Москву к Дмитрию Юрьевичу.

Вы много поёте Россини, вас можно назвать россиниевской певицей. Чем для вас близка и интересна музыка этого композитора?

В музыку Россини я влюбилась летом 2016 года, на россиниевском фестивале в Пезаро. Мне посчастливилось целых два месяца ежедневно работать с Альберто Дзедда. Маэстро Дзедда посвятил всю свою жизнь музыке Россини, и за время нашей совместной работы он показал мне, что такое россиниевский стиль, какие существуют традиции, какими могут быть вариации, каденции и многое другое. Это было незабываемое время. Россини очень хорошо подходит для молодых певцов – это потрясающая вокальная школа, на его музыке очень многому можно научиться. В музыке Россини есть свобода и место для импровизации, можно показать все возможности своего голоса, свою музыкальность, актерское мастерство.

Как складывается работа с постановщиками «Севильского цирюльника» в НОВАТе?

С маэстро Дмитрием Юровским мы знакомы довольно давно, уже не раз работали вместе и каждый раз это большое удовольствие. Потрясающий музыкант, замечательный человек, всегда полон интересных идей, и, работая с ним, я каждый раз открываю для себя что-то новое.

С режиссёром Дмитрием Белянушкиным мы тоже не в первый раз работаем вместе, готовить с ним роль всегда легко и очень интересно. Думаю, у нас получится отличный спектакль!

Нам очень повезло, что в нашем спектакле коучем выступает такой авторитетный специалист, как Анжело Микеле Эррико. Он работает над произношением, знакомит с традициями исполнения и постоянно находит что-то свежее. Очень важно готовить партию с коучем, который досконально знает тонкости стиля, и в нашем проекте такой человек просто небходим.

Партию Розины вы поёте уже не в первый раз, можно ли назвать её вашей любимой?

Любимая партия – та, над которой я сейчас работаю. Всегда влюбляешься в ту роль, которую готовишь. Хотелось бы спеть очень многое, и в разные периоды жизни партии, которые мечтаешь исполнить – тоже разные.

Вы выбрали профессию оперной певицы, а это подразумевает очень напряжённый режим, многочасовые перелёты. Что помогает вам справляться со сложностями профессии?

Перелёты, смена часовых поясов – часть любимой работы, и в этом нет для меня проблемы. Петь на сцене – это самое главное в моей жизни, и все сложности нашей профессии сцена компенсирует на 100 %.

Каковы ваши впечатления от Новосибирского театра?

Я не бывала прежде в Новосибирском театре, и должна признаться, что он производит очень сильное впечатление. Театр удивительный – огромная сцена, на которой очень интересно будет поработать, и своя, особая энергетика, поэтому с нетерпением жду премьеры.