Интервью

Звезды Большого театра в премьере балета «Анюта» – Денис Родькин

11 Мая 2023

Звезды Большого театра России выйдут на сцену НОВАТа в премьерных показах балета «Анюта» вечером 13 и 14 мая. На сибирской сцене в знаменитом балете, созданном легендарным мастером, народным артистом России Владимиром Василевым, партию Артынова исполнит премьер Большого театра Денис Родькин.

Артист, которого знает и любит сибирская публика, поделился своими размышлениями о спектакле.

У Владимира Васильева твердое правило: первые спектакли танцуют артисты местной труппы. Тем не менее интерес к спектаклям с вашим участием очень велик.

Я уже спрашивал Владимира Викторовича приедет ли он в Новосибирск готовить «Анюту». Он ответил, что, конечно, приедет и уточнил, танцую ли я премьеру. Я отвечаю: «Нет». Владимир Викторович говорит: «Правильно! У них свои есть, пусть солисты Большого театра третьим составом танцуют».

Скажите, пожалуйста, с кем вы готовили партию?

Вообще, эту партию я готовил с Виктором Николаевичем Барыкиным еще в 2013 году. Так получилось, что как-то сразу во мне стали видеть героев неромантичных. Хотя в принципе внешность у меня, наверное, больше романтичная, и внутреннее состояние располагает к этому, но как-то так увидели во мне Артынова. Я в тот момент танцевал тореадора, это тоже такой бывалый мужчина. Наверное, и Артынов оттуда. Сейчас мне кажется, что это было немного смешно: молодой парень, который пытается изобразить матерого ловеласа. То есть технически все было правильно, но с точки зрения образа, конечно, я тогда просто не повзрослел для этой роли. Не хватало мне какой-то зрелости.

А сколько вам лет было?

Мне было двадцать два года.

Во времена Чехова это был уже вполне состоявшийся человек.

Да, но сейчас мы живем в другое время, поэтому критерии все равно разные. Однако сейчас, конечно, этот образ мне более интересен, более органичен для меня. Сейчас я честно скажу: получаю удовольствие от этой роли, от этой партии. Вообще, я люблю роли, в которых можно что-то передать. Я не люблю голый танец, я люблю, чтобы танец был совмещен с какой-то такой образностью. И вот Артынов – это одна из таких ролей.

На мой взгляд, балет «Анюта» – это напоминание многим сегодняшним танцовщикам, что их специальность называется «артист балета». Это спектакль, в котором, возможно, академизм – не самое главное. Вы согласны?

Это, конечно, не самое главное, но все же это важная часть, потому что партия все-таки построена – несмотря на то, что она такая характерная – на классической основе. У Артынова есть круг, когда он танцует с Анютой в абсолютно классических движениях. Не так давно у нас было возобновление этого спектакля, я начал делать этот круг, и Владимир Викторович остановил и сказал: «Ну что ты мне делаешь, как будто ты уже пенсионер? Три пируэта, перекидной, высокий прыжок, чтобы это было как-то более современно. Ты же можешь!» После этого я стал действительно уделять этому кругу внимание. Это на самом деле техническая часть, которую надо точно исполнить. Без этого никак.

Как вы полагаете, к какому жанру можно отнести балет «Анюта»?

Это драматический балет. Но Владимир Викторович Васильев очень точно передал содержание, интонацию рассказа Антона Павловича Чехова, ему это блестяще удалось. Я считаю, что это его самая удачная работа как хореографа. Я думаю, он и сам так оценивает этот спектакль.

Главную героиню можно назвать отрицательным персонажем?

Нет, нельзя, потому что балет начинается трагедией и заканчивается трагедией. И если посмотреть на эту трагикомедию современными глазами, то бывает и смешно, и очень грустно. Мы же говорим: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно». Это, действительно, про «Анюту». К примеру, то, как отца спаивают на балу и смеются над ним, и много других таких моментов. Это достаточно сложное произведение, но оно актуально и в наши дни.

Владимир Викторович придумал предысторию Анюты, которая был влюблена в некого студента. В рассказе Чехова этого нет. И эта новая сюжетная линия привносит дополнительный драматизм. Не было ли у вас желания станцевать студента?

Нет, мне более интересны персонажи демонические. Потому что, конечно, это все здорово, мне это подходит, но, честно говоря, немного скучновато. Хочется на сцену выходить и какой-то заряд получать.

А кто, по-вашему, главный персонаж балета?

На самом деле я в этом балете не могу выделить главного персонажа. Анюта, несомненно, главная героиня, но и, к примеру, тот же Артынов, которого, конечно, главным не назовешь – это чрезвычайно важный персонаж.

Есть мнение, что главный в балете – это отец. И если не будет актера, который хорошо исполнит эту роль, то и балета не будет.

Здесь в принципе если какое-то из звеньев выпадет, то и балета не станет.

Премьерные показы балета «Анюта» В. Гаврилина в хореографии В. Васильева с участием Дениса Родькина – 13 и 14 мая, начало в 18:00.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в театральной кассе.

До встречи на премьере! НОВАТ