Интервью

Звезды Большого театра в премьере балета «Анюта» – Михаил Лобухин

11 Мая 2023

В ближайших премьерных показах балета Владимира Васильева «Анюта», которые пройдут на Большой сцене НОВАТа 12, 13 и 14 мая, зрители увидят звезд нашего театра и приглашенных солистов Большого театра России.

Вечером 13 и 14 мая в партии отца Анюты, Петра Леонтьевича, на сцену выйдет премьер Большого театра Михаил Лобухин. Создатель балета Владимир Васильев уделяет огромное значение образу Петра Леонтьевича. У этого персонажа не так много хореографического текста, но от драматической игры исполнителя этой роли зависит содержательная и психологическая глубина всей постановки.

На ближайшие премьерные спектакли осталось совсем немного билетов, но возможность увидеть главную премьеру сезона у зрителей еще есть. Следующий блок показов балета «Анюта» пройдет 2 и 3 июня.

О партии Петра Леонтьевича накануне премьеры мы побеседовали с Михаилом Лобухиным.

Расскажите, как вы работали над партией Петра Леонтьевича?

Владимир Викторович Васильев сам замечательно исполнял эту партию. Когда мы с ним готовили эту роль в Москве к возобновлению спектакля на новой сцене Большого театра, он очень много рассказывал о том, как создавался спектакль, о работе с режиссером Александром Белинским, о работе с выдающейся балериной Екатериной Максимовой. В телевизионном балете «Анюта», конечно, был собран грандиозный состав исполнителей: Екатерина Максимова в главной партии, Гали Абайдулов в роли Модеста, Джон Марковский был первым Артыновым. После, когда я сам танцевал партию Артынова, очень много раз смотрел его исполнение этой роли. Владимир Викторович рассказывал, что они с Белинским долго не могли найти артиста на партию Петра Леонтьевича. Присматривались к одному, к другому, к третьему, а в итоге Белинский сказал: «Всё, уже не можем дольше тянуть. Давай, Володя, сам делай». Владимир Викторович сначала отнекивался, говорил, что еще поищем. В итоге же настолько удачно исполнил эту возрастную партию, еще будучи довольно молодым человеком, что произвел сильное впечатление на зрителя и очень запомнился.

Эта партия в большей степени рассчитана на артистизм танцовщика, и от нее очень многое зависит в спектакле. Если человек ходульно играет эту роль, то на первый план выходит Анюта. Стоит профессионалу вдумчиво подойти к этой партии, и ты понимаешь, что балет-то, собственно говоря, о папе.

Я с этим абсолютно согласен, спектакль имеет очень плотную литературную основу. Здесь нельзя быть неартистом. И, конечно, здесь все партии очень значимы. Если на все партии внимательно выбрать состав исполнителей, то спектакль звучит очень сильно. Для каждого персонажа в нем есть ключевые сцены, яркие моменты. Здесь нельзя перетягивать на себя одеяло, но необходимо полностью быть вовлеченным в каждую сцену, в каждую деталь… Очень многое мы с Владимиром Викторовичем проговаривали, очень много деталей находили. Если эти детали использовать, применять эти актерские приемы на сцене, то партия Петра Леонтьевича очень глубокая, интересная. Я с вами соглашусь, что отец здесь – одно из главных действующих лиц. Да и у Чехова, в общем-то, этот персонаж очень интересно проработан с психологической точки зрения. Вот эта его проблема нищеты… Представьте себе, каково человеку выдать дочь замуж ради денег. В общем-то, продать ее.

Зрители говорят, что балет «Анюта» очень светлый, радостный. Но ведь несмотря на то, что у Антона Павловича все пьесы назывались комедиями, смешного-то там мало. Как бы вы определили жанр балета «Анюта»?

Я бы назвал этот жанр близким к драматическому балету. Но могу понять людей, которые говорят, что «Анюта» – очень светлый балет. Я думаю, это благодаря музыке Валерия Гаврилина. Потому что она очень чистая, интересная, яркая. Если бы этот балет был поставлен на музыку другого композитора, я думаю, что в нем было бы, конечно, больше трагедии.

Спектакль сейчас вновь очень популярен. Как вы полагаете почему?

Я не могу этого объяснить, но многие зрители, которые уже побывали на спектакле, выходят после него с очень хорошим настроением, хотя финал очень грустный. Может быть, потому что редко кто задумывается глубоко о судьбе этой семьи, о том, сколько в ней трагедии. Мать Анюты и ее братьев умерла, отец сбагрил дочь только ради того, чтобы избавиться от финансовой обузы, которой она для него являлась. Сейчас, наверное, мало кто задумывается о том, как жили люди в то время, о сословиях, о финансовом положении людей из различных слоев общества того времени, потому, вероятно, и выходят зрители с этого балета с хорошим настроением, светлыми эмоциями, хотят вернуться на спектакль еще раз. Я считаю, что это происходит во многом благодаря музыке, музыкальной основе. В ней есть удивительные светлые моменты: и дуэт со студентом, и пляски на площади цыганские, и во втором акте вальс, и тарантелла. Сюжет же заканчивается не трагично, жизненно. И он актуален, потому что тема актуальна будет всегда.

Сегодня люди устали от того, что постановщики нередко заставляют их искать, считывать какие-то новые смыслы. А в «Анюте» – хорошая музыка, понятная история, богатая хореография, в которой много достаточно сложных вещей. Все эти компоненты объединились. И человек, даже впервые пришедший на балет, все понимает. Это ведь важно?

Да, это чрезвычайно важно. Я очень рад, что этот спектакль живет и продолжает свое шествие по сценам российских театров, что теперь этот спектакль увидят в Новосибирске, где он будет поставлен впервые. Бывая в разных регионах России, я все с большей ясностью вижу, что многие из них, из-за огромных размеров нашей страны, лишены возможности видеть качественные постановки, как они отдалены бывают от наилучших гастролей. Мне хотелось бы, конечно, чтобы как можно больше людей видели качество, черпали в искусстве свое вдохновение, настроение, потому что когда ты погружаешься в любое искусство – хоть в живопись, хоть в музыку, хоть в оперу, хоть в балет – ты не можешь думать о плохом. У тебя всегда появляются светлые мысли, которые настраивают тебя на созидание. Я очень рад, что в Новосибирске будет премьера балета «Анюта». С удовольствием возвращаюсь к вам в город, мне в нем всегда комфортно.

Премьерные показы балета «Анюта» В. Гаврилина в хореографии В. Васильева с участием Михаила Лобухина – 13 и 14 мая, начало в 18:00.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в театральной кассе.

До встречи на премьере! НОВАТ