СМИ о нас

Женевский дебют Вероники Джиоевой

28 Мая 2017

В начале мая в Большом театре Женевы прошли премьерные показы оперы Così fan tutte (Так поступают все), где одну из главных партий – Фьордилиджи – исполнила примадонна НОВАТа народная артистка республик Северная и Южная Осетия Вероника Джиоева. Первые рецензии швейцарских СМИ единодушно назвали блистательным исполнение Вероникой партии Фьордилиджи. «Для выступления были идеально подобраны исполнители, – написала швейцарская пресса о постановке режиссёра Давида Боша, который перенёс действие оперы Моцарта, сюжетом которой стала история о том, как два молодых офицера испытывают верность своих возлюбленных, в середину прошлого века. – Драматическому сопрано Вероники Джиоевой могло быть тесно в этой партии, но ее сочетание с теплым и полным голосом Александры Кадуриной (Дорабелла) стало успешным. Каждый голос подчёркивает красоту другого, сохраняя свой характер. При этом обе певицы продемонстрировали более чем превосходную дикцию». Накануне выступления в Женеве примадонна Новосибирского театра оперы и балета Вероника Джиоева дала интервью швейцарскому изданию «Наша Газета».

– Вероника, предстоящее выступление в нашем местном Большом театре – ваш дебют в Женеве. Каковы первые впечатления – от города, от театра, от партнеров по постановке?

– Я влюбилась в Женеву! И, мне кажется, не влюбиться в нее невозможно. Я здесь как-то очень хорошо себя чувствую, лучше, чем в Праге, где сейчас «прописана». И с погодой так повезло, и воздух прекрасный. Видимо, здесь какой-то особый микроклимат – просыпаешься с хорошим настроением, все время хочется куда-то выйти.

Жаль, что выступаем мы во временном здании оперного театра, а не в историческом, хотя акустика и там хорошая, да и голос у меня не маленький. Партнеры у меня в этой постановке замечательные: Сашенька Кадурина из Большого театра поет Дорабеллу, Витторио Прато (Гульельмо) – отличный парень, и Стив Давеслим (Феррандо), и Моника Бочелли (Деспина). Со швейцарским постановщиком Дэвидом Бошем мы нашли общий язык, поэтому все протекает очень гармонично. Я люблю спокойных режиссеров, и у Дэвида это – огромный плюс. Он не кричит, дает импровизировать, что немаловажно, очень толково все объясняет. Так что нам повезло.

– В советское время певец как поступал в какой-то театр, так, в большинстве случаев, в нем и оставался. Вы же «числитесь» солисткой сразу в трех российских театрах – Новосибирском, Большом и Мариинском, плюс активно участвуете в зарубежных постановках, даете многочисленные концерты. Насколько трудно это совмещать? Какие дополнительные требования к певцу предъявляет такая насыщенная творческая жизнь?

– Трудовая книжка у меня лежит в Новосибирске! (Смеется) Что касается загруженности, это меня не смущает: я легко адаптируюсь, не страдаю от перепадов температуры или смены часовых зон. Мне нужно просто хорошо выспаться, причем это удается и без мелатонина. Была на Кубе, вернулась, и через полтора дня – концерт из арий Верди. И ничего, все получилось. А дисциплина у певцов, как и у спортсменов, всегда должна быть железной, надо за собой следить.

Что же касается вообще работы, то я с огорчением замечаю, что театры, постановщики сегодня боятся больших голосов. Нас все время пытаюсь куда-то задвинуть, давая преимущества «легким» голосам. А ведь в свое время Рената Тебальди пела Мими! Сейчас же певцы, которые раньше в «Травиате» пели максимально Аннину, поют Виолетту. Все нивелируется, опера стала поверхностным жанром, никого не заботит индивидуальность певца, все под одну дуду. Нынешние режиссеры не любят личностей. А у певца с хорошим голосом обычно есть и характер. Менее же одаренный певец обычно более покладистый: он все исполнит, все сделает. Результат – участившиеся некачественные постановки, разочаровывающие слушателей. Вообще получается, что певцы в опере – уже не главное, они на каком-то там месте, даже наши имена на афишах пишут более мелкими буквами, чем имена режиссера и дирижера – обратите как-нибудь внимание! Это тяжело, и это меня очень расстраивает, ведь я все же считаю, что спектакль делают певцы, а ходят люди – на голоса!

Я вот сейчас решила попробовать обкатать принцессу Турандот в Новосибирске. Если получится, приеду с этой партией в сентябре на гастроли в Большой. А не получится – буду петь Лиу.

– Как Вы относитесь к, скажем так, не всегда очевидным режиссерским трактовкам оперных спектаклей?

Знаете, я думаю, если человек талантлив, ему многое можно простить. Я участвовала уже в трех постановках Дмитрия Чернякова, который вызывает разные реакции. Но он – талантливый человек. Надо отдать ему должное: он всегда знает музыку, помнит детали, знает либретто. Он знает, чего хочет. А в остальном… мы ко всему уже привыкли. Меня давно не шокирует необходимость петь лежа или на бегу. Сейчас такое время. Не можешь – сиди дома. Иногда мне удается убедить режиссера. Но мне повезло, в каких-то совсем сумасшедших постановках я не участвовала.

– Роль Фьордилиджи, в которой Вы выйдете на сцену Женевской оперы, для Вас, наверное, особенная, ведь именно с ее исполнения в Московском доме музыки в 2006 году (постановкой руководил маэстро Теодор Курентзис), к вам пришло признание столичной публики.

– Это правда! Начну с того, что это моя любимая опера Моцарта, хотя я пела и Графиню в «Свадьбе Фигаро», и Эльвиру в «Дон Жуане». Но партия Фьордилиджи подходит мне просто удивительно! Мне легко ее петь, хотя многие удивляются, что я пою и ее, и, например, Тоску. А что такого? Я же сопрано, и пою сопрановые партии, не залезая в чужой репертуар.

Воспоминания о работе с Теодором Курентзисом у меня остались самые прекрасные. Представляете, сколько мы репетировали, если оркестр играл наизусть?! Конечно, у него свой подход к Моцарту, он любит, чтобы пели прямым звуком, non vibrato. Думаю, ему со мной было легко, ведь что мне покажут, то я и спою.

Вообще, Моцарт – терапия для певца, он освежает голос. Я всегда советую молодым певцам петь старинную музыку, Скарлатти, например. Эта музыка продлевает наше творческое долголетие.

– Сюжет оперы «Так поступают все» незамысловат: два приятеля решают проверить своих возлюбленных «на прочность», со всеми вытекающими отсюда перипетиями. Сейчас люди легче относятся к отношениям: сходятся, расходятся. А Вы верите в верность?

– Верю! И в верность, и в любовь, и в человеческие отношения. А если не верить, то, наверное, надо менять профессию. Но в этой постановке мы будем в другой эпохе: 1950-е – 1960-е годы. Думаю, будет интересно и смешно, мы, по крайней мере, получаем от работы удовольствие.

– В 2016 году в Брюссельском оперном театре вы исполнили партию Тамары в опере «Демон» А. Рубинштейна. Это такая прекрасная опера, в ней такие прекрасные сольные номера, а знают ее крайне мало. Это, по-вашему, справедливо? Что вообще Вы думаете об афишах сегодняшних оперных театров с точки зрения репертуара?

– К сожалению, в основном ставится одно и то же, и очень много незаслуженно забытой музыки. Мне, например, очень хочется исполнить что-то Танеева – я спела однажды его кантату «По прочтении псалма» для четырех голосов и двух хоров, это было наслаждение! А ведь у него есть и опера – «Орестея». Ранний Верди тоже редко исполняется, а он так полезен для голосов. Но, конечно, театрам легче продать билеты на самые известные произведения, этим и продиктован выбор.

– Существует понятие артистического амплуа. Ваш же репертуар очень разнообразен: Вы охотно поете не только «чистую классику», но и произведения современных композиторов. С чем это связано – Вам все интересно?

– Именно – мне все интересно! У меня характер такой, я очень быстро меняюсь, даже в одежде. Сегодня одно купила, завтра уже не нравится. Меня привлекают партии, которые могут показать разные возможности моего голоса, ведь век певца недолог.

– Есть ли партия, которую еще не довелось спеть, но очень хочется? И дирижер, с которым хотелось бы поработать?

– Из партий назову, пожалуй, Адриенну Лекуврёр и Леди Макбет. А из дирижеров – Юрия Хатуевича Темирканова. Это просто моя мечта! Один раз она уже почти сбылась, но … сорвалась постановка «Иоланты» в Париже, о чем я очень сожалею. И очень надеюсь, что представится новая возможность!

– Ваша родная Южная Осетия перенесла в последнее десятилетие много потрясений. В Республике Вас ценят – в 2014 году Вам было присвоено звание Народной артистки Осетии и присуждена премия «Человек Года» республики Южная Осетия. Я знаю, что Вы активно участвуете в культурной жизни республики, расскажите, пожалуйста, о главных проектах?

– Главным моим проектом был фестиваль «Звезда Алании». Дважды он прошел в Цхинвали, а третий выпуск пройдет в июне этого года на сцене Новосибирского театра оперы и балета.

– А почему?

– К сожалению, в Осетии пока нет ни оперной традиции, ни достаточной заинтересованности к опере со стороны руководства, ни профессиональной структуры, способной качественно организовать фестиваль, нет менеджеров. Да и зала нет, достойного тех исполнителей, которые выразили готовность – безвозмездно! – меня поддержать. Проводили фестиваль в здании музучилища, жара страшная, кондиционеров нет. Мои коллеги и так едут в далекое незнакомое им место, так надо хотя принять их как следует. Новосибирск все это позволяет. Конечно, мне жаль, ведь очень хочется приобщить моих сограждан к моему любимому виду искусства. И обидно: когда я пою в Мадриде – в зале королева София, в Стокгольме, в Афинах тоже самое. И люди, видя отношение власти, тоже подтягиваются. В Осетии этого нет, при этом люди же у нас очень музыкальные! Может быть, со временем ситуация изменится – я бы мечтала работать в Осетии, устраивать там мастер-классы, привозить настоящих мастеров…

В начале июня в Новосибирском театре оперы и балета стартует Фестиваль Вероники Джиоевой, в ходе которого певица предстанет перед новосибирской публикой в своих любимых партиях. 8 июня она выступит в роли Мими в опере «Богема» Пуччини, 16 июня – в роли Аиды в одноименной опере Верди, а 30 июня Вероника исполнит партию Микаэлы в «Кармен» Бизе.

Кроме того, примадонна готовит особый подарок для новосибирской публики – в рамках фестиваля состоятся два знаковых для певицы дебюта: 23 июня звезда впервые исполнит главную партию в опере «Турандот» Пуччини, а 5 июля зрители увидят дебют Вероники Джиоевой в партии Амелии в опере Верди «Бал-маскарад».

Заключительным фестивальным событием станет грандиозный гала-концерт, в котором примут участие приглашённые звёзды мировой оперы. В нем примут участие Василий Ладюк, Юлия Маточкина, Лиана Сасс и солисты оперной труппы НОВАТа. За дирижёрским пультом – Дмитрий Корчак, режиссер-постановщик концерта – Вячеслав Стародубцев.

Билеты в кассах и на сайте театра.