Большая сцена
12+

Гастроли Михайловского театра
С участием Художественного руководителя Михайловского театра Владимира Кехмана, приглашенных солистов Большого театра Алексея Тихомирова и Вадима Волкова, солистов и оркестра Михайловского театра и хоровых коллективов НОВАТа, Дирижёр — Александр Соловьев

Премьера

Опричник

опера в 4-х действиях
музыка Петра Ильича Чайковского

Специальные предложения
Спектакль участвует в программе
Пушкинская карта

исполнители

Князь Вязьминский
Валентина Феденёва
Наталья
Андрей Морозов
Екатерина Егорова
Боярыня Морозова
Князь Жемчужный
Антон Пузанов
Молчан Митьков

Солисты, артисты миманса, оркестр Михайловского театра

Артисты хора, детского хора Новосибирского театра оперы и балета

Постановщики

Музыка Петра Ильича Чайковского
Либретто Петра Ильича Чайковского
по одноимённой трагедии Ивана Ивановича Лажечникова

14 мая, Гастроли Михайловского театра

Музыкальный руководитель постановки: Александр Соловьев
Режиссёр-постановщик: Сергей Новиков
Сценография и костюмы: Александр Купалян
Видеохудожник: Дмитрий Костяев
Художник по свету: Александр Кибиткин
Художественный руководитель и главный дирижёр хора: Владимир Столповских
Видеоконтент с использованием рисунков Аполлинария Васнецова
Главный хормейстер: Вячеслав Подъельский
Хормейстер: Сергей Тенитилов
Хормейстер детского хора: Маргарита Мезенцева

19 июня, Премьера в НОВАТе

Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Михаил Татарников
Режиссер-постановщик: Сергей Новиков
Сценография и костюмы: Александр Купалян
Видеохудожник: Дмитрий Костяев
Художник по свету: Татьяна Чумичёва
Хормейстер-постановщик: Вячеслав Подъельский
Хормейстер: Сергей Тенитилов
Хормейстер детского хора: Маргарита Мезенцева
Ассистент дирижера: Мария Моисеенко
Ассистент режиссера-постановщика: Юлия Прохорова
Пластическое решение массовых сцен: Дмитрий Романов
Титры: Маргарита Куницына-Танкевич
Видеоконтент с использованием рисунков Аполлинария Васнецова

2 часа 40 минут

один антракт

исполняется на русском языке

Премьера постановки в Михайловском театре: 18 мая 2021 года
Премьера спектакля в НОВАТе – 19 июня 2024 года

С оперы «Опричник» началась слава Петра Ильича Чайковского как оперного композитора. Сюжет переносит слушателей во времена Ивана Грозного. В центре драматического повествования молодой боярин Андрей Морозов, который хочет восстановить честь семьи и вернуть любимую. Сделав трудный выбор, он вступает в опричнину, личную гвардию царя — и вот уже на свадебном пиру он рядом с красавицей-невестой... Но клятва, данная царю, требует полного повиновения воле монарха, у которого свои планы на молодую жену Андрея.

Работа над партитурой оперы «Опричник» была окончена Чайковским весной 1872 года, но мировая премьера состоялась в Петербурге лишь два года спустя — 12 апреля 1874 года. Спектакль под управлением Эдуарда Направника был благожелательно принят не только прессой, но и зрителями. Оперу показывали три сезона, однако этот успех никак не повлиял на мнение композитора, который был недоволен «Опричником» и запретил печатать партитуру до тех пор, пока не сделает новую редакцию. Чайковский активно занимался «обновлением» оперы в последний год жизни, порой вычеркивая из первого варианта партитуры целые страницы, но довести задуманное до конца не успел. Основываясь на этих правках и заметках, создатели спектакля в Михайловском театре сократили партитуру, убрав избыточные повторы, и драматургически переосмыслили отдельные фрагменты спектакля.

Москва второй половины XVI века. Иван Грозный проводит кровавую политику «искоренения измены» на Руси. Для этого царём избраны «опричь», то есть «кроме», бояр и родовитого земства, малознатные дворяне, которых так и стали называть — «опричники» (или «кромешники»). Царь дал им исключительные полномочия на расправу с любым изменником, и таковым они могут объявить каждого по одному только слову своему — безо всякого суда. Между земщиной и опричниной мечется молодой боярин Андрей Морозов. Семейное древо и влияние горячо любимой матушки крепко связывают Андрея с земщиной. Но жажда мести князю Жемчужному — предателю, обманувшему и обездолившему боярина и его мать, — толкает Андрея вступить в опричнину.

Картина первая

Сад у бывшего терема боярина Морозова, а ныне — двор князя Жемчужного. Седой боярин Молчан Митьков пришёл свататься к молодой княжне Наталье Жемчужной. Сватовство Митькова приходится как нельзя кстати. Ведь князь раздумал выдавать дочь за молодого Морозова, о чём у них раньше был уговор с отцом Андрея. После гибели в бою старшего боярина Морозова князь Жемчужный подделал завещание в свою пользу, сам занял его хоромы, а вдову вместе с сыном выгнал из их родового гнезда. Но Наташа продолжает грезить об Андрее. Поэтому подслушанный разговор отца с Митьковым приводит её в отчаяние. Между тем Андрей вместе с любимцем Грозного опричником Фёдором Басмановым подходит к своему бывшему дому, чтобы повидаться с Наташей перед тем, как отправиться к царю суда искать. Но Басманов ловко направляет его мысли на то, что лучше быстрее получить благословение матери на поездку в Александровскую слободу. Если царь примет Андрея в опричнину, то тогда уж он точно женится на своей Наталье. Тем временем в доме Жемчужного мамки и подружки принимаются готовить Наталью к скорой свадьбе, что приводит невесту в полное оцепенение — она не ожидала от отца такой спешки.

Картина вторая

Келья, куда перебралась изгнанная из родного дома боярыня Морозова. Тревога за сына, оскорблённая гордость и жгучая обида кипят в душе Прасковьи Ниловны. Тщетно она пытается смирить себя богомольем. Бессильный гнев продолжает бередить её воображение.

Андрей приходит за разрешением отправиться в Александровскую слободу. Однако, мужества рассказать матери о своём решении вступить в опричнину ему не хватает. Морозова отпускает сына на царский суд — она тоже жаждет расквитаться с Жемчужным, но благословляет Андрея с тяжёлым сердцем, предчувствуя беду.

Картина третья

Подземелье в Александровской слободе. Обречённые на смерть «изменники» молятся перед казнью. Опричники во главе с Афанасием Вязьминским одного за другим «отделывают» своих пленников. Появляется Басманов, который передаёт Вязьминскому царское поручение посвятить в опричники Андрея Морозова. Тяжела опричная клятва: под страхом смерти новобранец должен навсегда отречься от любых сношений с земщиной, даже от встреч с родной матерью. Андрей колеблется, поэтому заветное «клянусь» из-за его спины произносит Басманов. Но Морозов тут же отрекается от фальшивой клятвы. Тогда Вязьминский, который всех Морозовых считает заклятыми врагами, решает ещё больше ужесточить испытание и требует от Андрея подтвердить свои слова ещё и казнью одного из земских узников, выбирая для этого совсем юного боярчонка. Теперь у Андрея выбор: либо убивать земских, либо самому быть убитым. С возгласом: «Так пропадай же всё! Клянусь!» — Андрей вступает в опричнину.

Картина четвёртая

В московском храме народ молится о возвращении царя в покинутую столицу, а боярыня Морозова — о возвращении сына. Когда она на паперти творит милостыню, мальчишки обзывают её «поганой опричницей». Нищие отгоняют хулиганов, чтобы Прасковья Ниловна продолжила раздавать монеты.

Вдруг рядом с нищими Морозова находит укрывшуюся под тёмным платком Наталью. Она сбежала из-под венца и теперь просит Морозову спрятать её от отцовых преследователей. На площадь приходит князь Жемчужный с челядью и велит вязать свою непокорную дочь. Но следом появляются опричники во главе с Басмановым и Андреем. Жемчужный со слугами быстро сам становится жертвой опричного самосуда. Наталья спасена, Андрей счастлив. Но мать, увидев сына в опричном стихаре, проклинает его.

Андрей не может прийти в себя от потрясения. Басманов предлагает единственный выход: бить челом Грозному и слёзно просить разрешить опричную клятву, чтобы отпустить Морозова обратно в земство.

Картина пятая

Пир в царской хоромине. Грозный согласился освободить Андрея от службы в опричниках и тут же постановил сыграть его свадьбу с княжной Жемчужной в царском дворце. Опричники славят молодых, но смертельная ненависть к родовитым боярам — родственникам Андрея и Натальи — чувствуется даже на свадьбе. В пьяном угаре едва не до смерти доводят они пленного Жемчужного. В последний момент Андрею удаётся угомонить опричников: всё-таки князь — отец его невесты.

Басманов, чувствуя недовольство своих собратьев, предупреждает Андрея, что до полуночи он и сам ещё опричник, связанный грозной клятвой. Появившийся на пиру Вязьминский передаёт царский указ: Иван Васильевич, прослышав о красоте Натальи, приглашает её в свою палату. Но велит явиться одной — без молодого супруга! Андрей не может перенести это оскорбление — уж лучше смерть. Вязьминскому только этого и нужно: по его приказу опричники прямо на пиру сооружают место казни; кроме того, он посылает за матерью Морозова, чтобы насладиться её ужасом от смерти сына.

Из своей палаты спускается и сам царь Иван. Буднично наблюдает он за казнью Андрея, отпускает на волю истерзанного Жемчужного, качает на коленях обморочную Наталью. Хор опричников славит своего царя.

Краткое содержание спектакля в редакции режиссёра