6+
24 скрипки короля
IX Международный конкурс юных скрипачей
IX Международный конкурс юных скрипачей
JazzНОВАТ - Джаз вчера.Сегодня
JazzНОВАТ. Зения МакФерсон и Трио Олега Бутмана
JazzНОВАТ. Трио Олега Аккуратова
Liederabend. Вечер немецкой песни
Stabat Mater: Вивальди – Верди – Пуленк
Бал в честь Жака
Бернстайн-Гала
Большой вальс
Ветряные мельницы человека из Ламанчи (по следам Дон Кихота)
Вечер изящных искусств
Возвращение в Сорренто
Выпускной спектакль НГХУ
Гала-концерт Анны Жаровой
Гала-концерт Вадима Глузмана
Гала-концерт Вероники Джиоевой
Гала-концерт звезд оперы
Гала-концерт Романа Полковникова
Денис Мацуев. Сольный концерт «Городу и миру»
Джоаккино Россини. Композитор и шеф-повар
Дуэты любви и ненависти
Жемчужины барокко
Зима в Буэнос-Айресе
Из Рима в Буэнос-Айрес
Классика струнного оркестра
Кругосветное путешествие в мир танго
Лето в Буэнос-Айресе
Монологи любви
Моцарт & Шостакович. Два гения, два мира
Музыка для гурманов
Музыка для нас
Музыка для нас
Наши лучшие песни
НОВАТ зажигает звезды
Ночь Оперетты
Оркестр русских народных инструментов Новосибирской специальной музыкальной школы
Осень в Буэнос-Айресе
Песни военных лет
Под музыку Вивальди
Праздник детства в НОВАТе
Праздник оперы
Праздничный май
Прощай, Астор. Последнее танго Моцарта
Путешествие в оперу. Золотой петушок
Пушкинский венок
РЕКВИЕМ
Романтика по-французски
Русская духовная и народная музыка
С днём рождения, НОВАТ!
Свадьба Солнца и Весны
Сказки Венского леса
Сольный концерт Вероники Джиоевой
Спасибо, сердце...
Царь-бас Федор Шаляпин
Шедевры русского романса
Шедевры русского романса
Шедевры русского романса
Шедевры русского романса
Шедевры русского романса

Премьера

Иоланта

лирическая опера в одном действии (один антракт)
музыка Петра Ильича Чайковского

Постановщики

Либретто М.И. Чайковского
по драме Г. Герца «Дочь короля Рене»

Музыкальный руководитель и дирижер: Дмитрий Юровский
Режиссер-постановщик: Иркин Габитов
Художник-постановщик (сценография и костюмы): Вячеслав Окунев
Художник по свету: Ирина Вторникова
Художник видеоконтента: Виктория Злотникова
Хореограф: Анна Тихомирова
Главный хормейстер: Вячеслав Подъельский
Ассистент дирижера: Эльдар Нагиев
Ассистенты режиссера: Николай Нацыбулин, Тимофей Соколов
Хормейстер: Сергей Тенитилов
Ответственный концертмейстер: Татьяна Смыслова
Концертмейстеры по классу вокала: Татьяна Епишина, Екатерина Мисюра, Ирина Немова, Любовь Салаева, Мария Тремасова
Концертмейстер хора: Инна Петерс
Помощники режиссера: Оксана Жегульская, Анна Шведова, Анна Ворошилова, Любовь Березина

2 часа

один антракт

Последняя опера Петра Ильича Чайковского – «Иоланта» – по праву считается одним из самых светлых и лирических сочинений композитора. Она была написана в 1891 году по поэтической драме Генриха Герца «Дочь короля Рене», либреттистом выступил брат композитора – Модест Ильич Чайковский. Главное очарование «Иоланты» в том, что в ней нет душевных страданий и мук, нет драматических столкновений. Перед нами внутренний мир героини, полный света, спокойствия, гармонии и ясности духа.

«Я напишу такую оперу, что все будут плакать» - говорил П.И. Чайковский. И ему это удалось, вот только слёзы появляются от радости и счастья за героев. Слепая дочь короля Рене, принцесса Иоланта, потеряла зрение еще в глубоком детстве. Любовь отца была настолько безграничной, что король запретил всем говорить о возможности видеть – Иоланта думала, что ничем не отличается от других. Ее воспитывали в доброте и заботе, принцесса выросла чуткой и нежной, не замечая вечной тьмы вокруг. Но все изменилось с внезапным появлением рыцаря Готфрида Водемона – он рассказал девушке, что глаза нужны не только для того, чтобы плакать… Король Рене отчаянно заявляет, что казнит юношу, если Иоланта не прозреет. Но трепетное чувство в сердце хрупкой девушки заставляет поверить Иоланту, что когда-нибудь она увидит лицо прекрасного рыцаря.

Краткое содержание оперы

Король Рене и герцог Бургундии долгое время враждовали и, наконец, примирились, договорившись, что их дети, девятилетний Роберт и только что родившаяся Иоланта вступят в брак, когда последней исполнится шестнадцать лет. После заключения договора во дворце короля Рене произошел пожар, во время которого маленькая Иоланта была спасена лишь тем, что ее выбросили из окна на разложенные внизу подушки; ребенок не потерпел никакого наружного повреждения, но впоследствии оказалось, что потрясение не прошло даром, – Иоланта утратила зрение.

Опасаясь, как бы его недавний враг, герцог бургундский, не подумал, что отец знал о недостатке дочери ранее заключения с ним договора, и не нарушил этот договор, — король Рене решается скрыть это несчастье от всех, даже от самой Иоланты.

С этой целью король построил в уединенном месте роскошный дворец с прекрасным садом и поселил там свою ничего не ведающую дочь, окружив ее воспитателями, прислугой и свитой молодых подруг. Всем им под страхом казни воспрещено наводить чем бы то ни было Иоланту на мысль о ее недостатке.

Первое действие

Приближается день совершеннолетия Иоланты, а значит, наступает срок ее вступления в брак. Принцесса живет, окруженная подругами, под присмотром кормилицы Марты и ее мужа, Бертрана. Она чувствует, что чем-то отличается от других людей, но не понимает, чем, ведь никто из окружающих не смеет обмолвиться при ней о свете и зрении.

Король Рене, испробовав все возможные средства излечения, вынужден идти на крайние меры – он привозит из Мавритании знаменитого врача Эбн-Хакиа. Подруги убаюкивают Иоланту, чтобы врач мог осмотреть ее во время сна.

Обследовав спящую Иоланту, Эбн-Хакиа сообщает свое заключение: для исцеления нужно, чтобы она узнала о своем несчастье и сама страстно возжелала увидеть свет. Рене в смятении. Он понимает, что без этого условия врач не согласится на операцию, но, зная, каким ударом для дочери будет известие о ее слепоте, не решается открыть ей тайну.

Второе действие

Тем временем Иоланту, в одиночестве спящую на террасе, видит Готфрид Водемон – молодой бургундский граф. Он сопровождает своего друга, герцога Роберта, направляющегося во владения короля Рене на встречу с невестой. Заблудившись, они оказываются в саду, окружающем дворец Иоланты.

Водемон очарован прекрасным обликом девушки. Но Роберта не трогает красота Иоланты – он пылко влюблен в графиню Лотарингии Матильду, сверкающую «искрами черных очей». Лишь одно обстоятельство омрачает его чувство: пришло время заключить союз, давно предрешенный родителями, и он должен жениться на дочери короля Рене, которой никогда не видел. Роберт не в силах представить себе разлуку с Матильдой. «Король, наверно, согласится расторгнуть сватовство твое... – утешает его Водемон. – Он, говорят, так добр, умен!»

Проснувшись, Иоланта слышит незнакомые ей голоса. Она спрашивает незнакомцев, кто они и откуда, но Водемон отвечает неопределенно: «Мы заблудились, пройдя через горы и леса...» Девушка предлагает рыцарям вино, однако Роберт, подозревающий западню, отказывается и тотчас уходит. Водемон остается с Иолантой наедине и, все больше очаровываясь ее красотой, говорит о своем восхищении: «Вы мне предстали, как виденье небесной, чистой красоты...» В замешательстве, срывая с куста розы, слушает рыцаря дочь короля Рене, а Водемон обращается к ней с просьбой: «Но чтобы это был не сон, не призрак счастья – в знак признанья из роз сорвите мне цветок на память нашего свиданья и жаркого румянца щек!» Иоланта срывает белую розу. «Я красную просил сорвать...» – «Какую это? Я не знаю», – Иоланта вновь прикасается к кусту белых роз. «Как?! И снова вы сорвали белую?!» – восклицает Водемон. В смятении Иоланта снова и снова срывает белые розы: «Что значит «красную»?..»

«Творец! Она слепая! Несчастная!» – Водемона поражает страшная догадка. С самозабвением он рассказывает девушке о красоте природы, о свете – источнике познания. Но это не пробуждает в Иоланте желания видеть: «Могу ль я пламенно желать того, что смутно только понимаю?»

Войдя в сад, Король и врач застают Иоланту в обществе Водемона. Король Рене в ужасе, что тайна разоблачена, но Эбн-Хакиа напоминает, что теперь осталось выполнить лишь одно из двух условий, и исцеление станет возможным.

Чтобы пробудить в Иоланте жажду получить зрение, Король решается на последнее средство – он угрожает графу смертной казнью: «Когда леченье Иоланте не поможет, ты умрешь!». Опасение за жизнь Водемона, которого она успела полюбить, вызывает у нее страстное желание: «Я буду видеть, и он будет жить». Теперь Эбн-Хакиа верит в успех операции.

Между тем, Роберт со своими приближенными возвращается выручать Водемона. Пораженный неожиданной встречей с королем Рене, он смущен, а Водемон умоляет друга сказать о своей любви к Матильде. «Теперь моя судьба у вас в руках, – обращается Роберт к королю, – велите, и пред алтарем сейчас же дочь вашу я супругой назову, но сердцем буду верен я Матильде!». «Я ваше слово возвращаю вам», – отвечает ему Рене.

Входит Бертран и сообщает о свершившемся чуде: Иоланта видит! Счастливый Рене благословляет брак дочери с Водемоном. Все возносят благодарственную молитву Творцу.